16 июня 2025 в 17:16

«Придется платить»: эксперт о схемах возвращения западных брендов в Россию

Бизнес-аналитик Телешев: западные компании ищут способы тайком вернуться в РФ

Фото: Андрей Любимов/РБК/NEWS.ru

Массовый уход западных компаний из России «под аплодисменты мировой общественности» скорее облегчил, нежели усложнил ситуацию для местного бизнеса, заявил NEWS.ru бизнес-аналитик, эксперт-практик по работе с западными компаниями Андрей Телешев. Однако сейчас зарубежные бренды осознали свою ошибку и ищут хитрые способы тайком вернуться на российский рынок.

Когда в 2022 году западные компании начали одна за другой хлопать дверями и устраивать демонстративный «уход из России», я <…> вздохнул с облегчением. Потому что вот честно: давно пора было скинуть этот глянцевый, псевдоцивилизованный хлам, который держал нас за третий сорт…>, — отметил он.

Телешев указал, что западные бренды хотели уйти из России красиво — «с аплодисментами друг другу и лозунгами о демократии и ценностях». Но, как объяснил эксперт, компании упустили из виду важный момент — страна уже давно выбралась из кризиса 1990-х годов.

По словам эксперта, спустя два года иностранные компании поняли, что не РФ от них зависела, а они - от страны. Теперь они предпринимают отчаянные попытки вернуться на российский рынок — через третьи лица, схемы перерегистрации бизнеса и другие уловки, подчеркнул он. Однако, как отметил Телешев, старые правила больше не работают.

Мы-то все видим. Видим и понимаем. Но даем понять, что вернуться сюда им теперь — не просто офис снять и объявление дать. Хочешь обратно? Плати. Реальными деньгами, оборудованием, инвестициями, рабочими местами. <…> Они же не каяться пришли. Не сказать «простите, были неправы». Нет. Они хотят просто вернуть свои прибыли. Мол, «время прошло, давайте заново бизнес строить»…>, — подчеркнул он.

В качестве примера аналитик привел историю знакомого предпринимателя: на месте ушедшего западного ретейлера теперь успешно работает сеть с конкурентными ценами и отличным сервисом. Этот случай, по мнению эксперта, символизирует общую трансформацию рынка.

Так, отечественный бизнес доказал, что может успешно обходиться собственными силами и предложениями из дружественных стран, подчеркнул Телешев. При этом потребитель также стал другим и «уже не бежит в истерике за западным логотипом».

Извините, «просто быть западным брендом» — это не привилегия, а обуза. Потому что в России больше не покупают «за престиж». Здесь покупают за качество, за стабильность, за то, что ты с нами, а не против нас. <…> Тем, кто мечется, придется платить. И дорого. И не факт, что мы вообще вас снова впустим…>, — заключил эксперт.

Ранее директор департамента экономического сотрудничества МИД РФ Дмитрий Биричевский заявил, что западные компании, намеревающиеся вернуться на российский рынок, должны будут подтвердить свою надежность и готовность к честной конкуренции. Он отметил, что прежние условия, существовавшие для западного бизнеса, больше не доступны.

Замира Евтых
З. Евтых
Виктория Катаева
В. Катаева