Независимые сети АЗС создают в регионах монопольные империи, при этом вертикально интегрированные компании остаются в проигрыше. С такой позицией выступил глава «Роснефти» Игорь Сечин. По его словам, именно локальные региональные игроки диктуют цены на розничном рынке автомобильного топлива, поскольку их поддерживает Федеральная антимонопольная служба.
Небольшая поправка
Игорь Сечин опроверг многократно звучавшую информацию о том, что доля независимых сетей на рынке составляет 60%. Эту цифру приводил, в частности, Независимый топливный союз, её не раз упоминали и опрошенные News.ru эксперты.
«Хотя независимые сети действительно провозглашают, что у них 60%, на самом деле это не больше 30%. А 70% — у вертикально интегрированных компаний», — заявил в интервью «Коммерсант FM» руководитель «Роснефти».
Сечин заметил, что если «Роснефть» даёт цену ниже, чем независимые АЗС, то сразу попадает под антимонопольное разбирательство. Топ-менеджер привёл в пример «один из регионов», где у нефтяного холдинга всего шесть АЗС из в целом 300 работающих. По его словам, ценообразование там идёт по формуле, которую определили две монопольные структуры, а также десяток посредников с различными названиями, но с тем же собственником, что и в сетях. И сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний.
Главный монополист в Приморье
«Вот в Приморском крае есть огромная компания, которая называется „Октан“. У неё формально с десяток заправок, и владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее, а на самом деле именно он формирует ценообразование в регионе», — рассказал Игорь Сечин.
Ранее, находясь с визитом в Сингапуре, глава «Роснефти» выразил мнение, что независимые АЗС в России должны наращивать объём дополнительных услуг, чтобы работать на рынке с выгодой. Сечин сослался на общемировую практику, на то обстоятельство, что в других странах независимые сети существуют только при нефтепереработке. А если кто-то хочет работать самостоятельно — пожалуйста, только при этом надо вкладываться в дополнительные услуги, чего в России вообще не происходит. Топ-менеджер прояснил также вопрос о доле, занимаемой на рынке ВИНКами (вертикально интегрированными компаниями) и независимыми АЗС: у первых «по проливам, то есть фактической реализации топлива» — 70%, у вторых — около 30%.
Фактор экспорта
«Независимые АЗС, в отличие от ВИНКов, не имеют сверхприбыли от экспорта сырой нефти и дизельного топлива. Бензин мы экспортируем, по сути, только в страны СНГ, поскольку он не самого высокого качества. Хотя крупные компании и платят больше налогов, они и больше зарабатывают на подорожавшей в этом году нефти», — заметил в беседе с News.ru старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Гайдара Сергей Жаворонков.
По его оценкам, больше половины продаваемого в России бензина реализуется на автозаправках, принадлежащих ВИНКам и стоящих в «козырных местах».
«Действительно, на Дальнем Востоке и во многих других регионах слабо представлены АЗС вертикально интегрированных компаний. Но говорить о какой-то монополии со стороны местных независимых сетей не приходится. Я не знаю таких регионов, где они имели бы больше половины розницы», — говорит Жаворонков.
Эксперт добавил, что нефтяной манёвр правительства осложнил жизнь независимым НПЗ, поскольку там «так называемый обратный акциз зависит от суммы инвестиций в модернизацию». Соответственно, маленькие НПЗ его не получат.
Отпускная цена усреднена
«Независимые сети абсолютно не способны создать „монопольные структуры“ в регионах. Хотя бы потому, что практически в каждом НПЗ есть доля какой-нибудь из госкомпаний — следовательно, отпускная цена на продукт уже усреднена. Кроме того, сейчас ФАС очень внимательно относится к формированию цены на топливо, поэтому никто не станет специально попадаться ей на глаза», — пояснила News.ru старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.
По её словам, независимым АЗС крайне сложно формировать собственную цену: они покупают топливо там же, где и остальные, в рознице делают стандартную надбавку, но за счёт исключения широкого ряда посредников отпускная цена у них чуть ниже.
«Ценники держатся на таком уровне и по той причине, чтобы привлекать потребителя — здесь невозможно „выехать“ на объёме, как у сетевых АЗС, здесь важен каждый клиент», — отметила Бодрова.
Нарушителей выявят
Ранее на правительственном совещании с участием президента Владимира Путина профильный вице-премьер Дмитрий Козак доложил, что ситуация на розничном рынке топлива «стабилизирована, цены заморожены».
Чиновник напомнил, что в период с 7 по 10 ноября правительство подписало с нефтяными компаниями соглашения, где для каждой были определены объём и параметры поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, на биржу и на мелкооптовый рынок. Кроме того, были определены ценовые параметры по каждому субъекту РФ. Козак добавил, что до конца декабря контролирующие ведомства проверят долю независимых АЗС на региональных рынках и с ними тоже будет подписано соглашение по ценам.
«Поставлена задача перед антимонопольной службой и Минэнерго проанализировать в региональном разрезе все сети независимых компаний. Независимые заправки занимают 62% рынка нефтепродуктов, их нужно проанализировать на предмет монополизации этих рынков, поскольку очень часто, несмотря на их большое количество, владельцами являются одни и те же лица и действуют в нарушение антимонопольного законодательства», — заявил Козак.