Премьер Украины Владимир Гройсман призвал национальную компанию «Нафтогаз» обеспечить снижение цены на газ для населения и «работать на страну». По словам опрошенных News.ru экспертов, это заявление оторвано от сложившихся на газовом рынке реалий, в его основе — политические амбиции главы украинского правительства.
Я хочу предупредить. Я больше играть в кошки-мышки ни с кем не собираюсь. Это второй раз, когда я поставил жёсткое требование перед «Нафтогазом». Третьего раза не будет, — сказал Гройсман, предложив компании увеличить добычу газа и заодно искать «дешёвый газ по всему миру».
С деловой логикой связи нет
Под «вторым жёстким требованием» премьер имел в виду достигнутую 22 апреля договорённость между правительством и «Нафтогазом Украины». По соглашению цена газа для населения будет снижена на 3,5%, с 8,55 тысячи до 8,247 тысячи гривен за тысячу кубометров. Ранее Гройсман грозил инициировать отставку главы компании Андрея Коболева, если до 24 апреля «Нафтогаз» не сообщит гражданам, что с 1 мая цены на газ повышаться не будут. Это произошло после того, как «Нафтогаз» попросил правительство отменить постановление, налагающее на него спецобязательства продавать газ частным компаниям-облгазсбытам, посредникам. В «Нафтогазе» тогда сообщили, что долги посредников за газ составляют «миллиарды», и пообещали с мая повысить цены на 15%.
С реалиями газовых рынков, с деловой логикой нынешнее заявление Гройсмана никак не связано. Если же рассматривать его в политическом контексте, то всё вполне логично: речь идёт о политических амбициях премьера, к которому накопилась масса вопросов от общественности и экспертного сообщества. Ему нужно надувать щёки и повышать свой электоральный потенциал, — говорит заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Программа не выполнена
По словам эксперта, стремление правительства (главного акционера «Нафтогаза») избавиться от Коболева как от главы компании встретило неприятие наблюдательного совета «Нафтогаза» и части мировой общественности. Гройсману напомнили, что на независимой Украине кабинет министров не имеет права принимать решение о непродлении контракта с руководителем госкомпании. Поэтому Коболев с марта снова занял пост главы «Нафтогаза». При этом перед ним было поставлено несколько целей, прежде всего, — увеличение добычи газа внутри Украины. Сейчас в стране действует программа «20/20», в рамках которой дочерняя компания «Укргаздобыча» должна была нарастить добычу с 14–15 млрд куб. м до 20 млрд куб. м к 2020 году.
Гройсман тогда говорил, что в итоге Украина станет энергонезависимой и начнёт экспортировать газ в сопредельные страны. По факту же мы имеем номинальное увеличение добычи на доли процента. При этом почти в два раза увеличилось потребление газа для внутренних нужд, что привело к снижению поставок товарного газа украинским потребителям, — поясняет Фролов.
Соответственно, продолжает собеседник News.ru, Гройсман сейчас вынужден делать хорошую мину при плохой игре и грозить Коболеву пальцем. Что касается поиска дешёвого газа, то это, по словам Фролова, отдельная, чудовищно запутанная тема, это целый детектив, таящий в себе слёзы, поломанные судьбы, миллионы заработанных и миллионы потерянных долларов.
Сейчас базовые цены на газ для промышленных потребителей на Украине привязаны исключительно к котировкам на одной конкретной торговой площадке — газовом хабе в Дюссельдорфе. Это называется импортный паритет. Во-вторых, согласно решению Стокгольмского арбитража от декабря 2017 года, «Нафтогаз» должен ежегодно покупать не менее 4 млрд куб. м у «Газпрома». Таковы правила игры, — отмечает Фролов.
Принцип равнодоходности
Аналитик напоминает о принципе равнодоходности: газ для населения должен стоить столько же, сколько для промышленных потребителей. Для граждан Украины он не действует, поскольку для них нет импортного паритета: закупочные цены ниже тех, по которым газ продаётся населению.
Заявление Гройсмана — сугубо политическое. Совершенно очевидно, что газ дешевле российского Украина найти не сможет. Ясно и другое: западные контрагенты не желают нести убытки ради помощи восточноевропейскому партнёру, в отличие от Москвы, готовой к переговорам, — говорит эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.
По его словам, о привлекательности российского газа говорит тот факт, что в 2018 году объём поставок на Украину вырос на 13% по сравнению с показателем 2017-го. Безусловно, Киев может закупать топливо у других соседей, которые с радостью будут перепродавать им газ из России со своей наценкой. Ещё одним вариантом является СПГ из США ценой порядка $240 за тысячу куб. м, но в отличии от той же Польши, у Украины нет необходимой инфраструктуры, а транспортные расходы увеличат стоимость газа ещё на $40.
Заявления высших лиц Украины могут быть вполне популистскими, поскольку при смене власти нужно показать ориентированность на интересы граждан, а не бизнеса. В случае если цена на газ для населения будет повышена, всегда можно сказать, что руководство страны «делало, что могло», — рассуждает аналитик «Эксперт Плюс» Кирилл Стариков.
Условие МВФ
Стоит также вспомнить, продолжает собеседник News.ru, что повышение цен на газ было одним из условий МВФ для предоставления Киеву финансовой помощи. С учётом всего этого не совсем понятно, удастся ли правительству решить вопрос цен. Скорее, цены оставят неизменными, а искать новые источники добычи внутри страны и новых поставщиков за её пределами никто не станет. Проще договориться с Россией, пусть даже на менее выгодных для себя условиях, резюмирует Стариков.
«Нафтогаз», приобретая тот же российский газ на спот-площадках Европы, но уже по европейским ценам, а затем продавая этот газ населению, но уже со своей наценкой, просто зарабатывает таким образом деньги. Ни о какой социальной политике здесь речь не идёт, — отмечает директор департамента управления активами компании ERARIUM Group Денис Лисицын.