Зампред правительства Подмосковья Евгений Хромушин сообщил о достигнутом соглашении между Москвой и Московской областью о внушительных инвестициях, которые призваны решить мусорную проблему. Ключевая часть транша — 25 млрд рублей — будет направлена в соответствии с бюджетными приоритетами области. Как отмечается в договоре, она пойдёт главным образом на развитие транспорта и социальной сферы.
Реализация договора стартует уже в текущем году, — продлится десять лет, до 2029 года. В течение этого срока запланировано ввезти на территорию Подмосковья 38,6 млн тонн несортированных бытовых отходов.
Но примечательно, что столица повезёт в близлежащий регион не только свой мусор, но и деньги. Казна Московской области должна прирасти от сделки минимум на 38,5 млрд рублей. Чтобы упредить возможные контрдоводы экологов и природоохранных активистов, из этой суммы 13,5 млрд будут направлены на возведение комплексов по обработке мусора (КПО), а 25 млрд рублей — на мероприятия по «минимизации рисков от размещения твёрдых коммунальных отходов».
Москва, понимая, что мы подписали десятилетнее соглашение, предусматривает деньги, чтобы развивать нашу социальную инфраструктуру. В основном они пойдут на дороги и социальную инфраструктуру, например, школы и детские сады. Причём не в привязке к объектам захоронения, а в соответствии с проблемными точками Московской области. Деньги приходят в бюджет, расходуются по государственным программам. Приоритеты госпрограмм никто не меняет, там, где в топ-листе стояли те или иные объекты, они за счёт этих денег будут делаться, — заявил Евгений Хромушин.
Документ отводит уже первому году действия программы значительный объём транспортировки. Так, до конца 2019 года столица отправит в соседний субъект Федерации до 4,6 млн тонн. Дальше планируется ввозить до 3,4 млн тонн ежегодно, — вплоть до 2029 года. При этом в годовых лимитах с 2022 года будут учтены 1,4 млн тонн, которые направятся на сжигание, а не на современную утилизацию, в странах Запада и в Японии производимую методом гидролиза. В итоге на полигоны Московской области с 2022 года будет уходить порядка 2 млн тонн смешанного бытового мусора из столицы. А сама Московская область к 2029 году рассчитывает ежегодно захоранивать порядка 750 тыс. тонн собственных бытовых отходов.
Старший эксперт Института экономики переходного периода имени Гайдара Сергей Жаворонков заявил News.ru, что появление такого документа, как «мусорный договор» между Москвой и Московской областью, можно объяснить тем, что свалки в Подмосковье переполнены, а из-за протестов населения последних двух лет наиболее крупные из них были закрыты.
Сергей Жаворонков, старший эксперт Института экономики переходного периода имени Гайдара
Проблема мусора так и не решена. Более того, она ещё более усугубляется. Это одинаково злободневно и для, например, Орехово-Зуево, и для далёкой от Москвы станции Шиес.
Что же касается оговорённых в договоре компенсаций вреда, так называемой минимизации издержек размещения мусора, то, по мнению Жаворонкова, хотелось бы посмотреть на те новые технологии переработки мусора, о которых граждане постоянно слышат, но ещё больше чувствуют их по платёжкам за ЖКУ.
Тарифы за переработку ТБО (твёрдых бытовых отходов) в регионах растут, но вот я сам живу в Московской области (город Долгопрудный) и вижу, как во дворах уже установили контейнеры для раздельного сбора мусора, и наивные люди что-то туда бросают, видимо, в надежде, что этот пластик, это стекло кем-то и где-то будет сортироваться и перерабатываться. Я хотел бы разочаровать горожан: мусор так же будет свозиться и сваливаться в общую кучу, а потом захораниваться, но — уже по более высоким тарифам. Где предметы ширпотреба из того же переработанного пластика, произведённые отечественным производителем? Их попросту нет, — сказал он.
Между тем, напомнил эксперт, заводы по раздельной переработке мусора, по его современной утилизации в России никто не строит, зато есть программы строительства физически и морально устаревших и главное — опасных для здоровья людей мусоросжигательных заводов — этих производителей диоксина.
Почему такие нормативные акты, напрямую затрагивающие экосистему, причём не только Москвы и Подмосковья, были приняты без должной в подобных случаях процедуры общественных слушаний, я расцениваю следующим образом: пока против подобных проектов нет настоящих протестов, пока люди не будут требовать законными способами защиты своих элементарных жизненных прав, на свет будут и дальше появляться новые, ещё более абсурдные, с моей точки зрения, решения, — отметил собеседник.
Со своей стороны профессор, старший научный сотрудник Центра экологической промышленной политики при Минпромторге РФ Лазарь Шубов, комментируя News.ru ситуацию с новым договором, выразил мнение, что соглашение между Москвой и Московской областью — это «всё же лучше, чем везти мусор в Архангельскую область».
Лазарь Шубов, старший научный сотрудник Центра экологической промышленной политики при Минпромторге
Но по существу — это не решение проблемы. Да, его можно назвать решением, которое может быть полезным для Москвы. И это лучше, безусловно, чем выбрасывать мусор несанкционированно, создавать хаотичные стихийные свалки. Сжигание мусора — это также не способ избавления от мусора. Нужна сумма, нужен комплекс мер, а не какие-то его компоненты, — как это принято в цивилизованных странах. А начинать нужно с сбора вторсырья, при этом с широким подключением к этому важному начинанию населения. А у нас этого нет.
По наблюдению Лазаря Шубова, сегодня ставят контейнеры с раздельным сбором, — но, на его взгляд, это самообман.
Я могу дать прогноз, — подчеркнул он, — чем закончатся эти показные эксперименты: пройдёт лет 10, и нам объявят, что ничего не получилось, менталитет населения таков, что все эти новации ему не годятся. Ведь у нас вообще никто не работает в этом плане с населением. Более того, в сегодняшних российских вузах нигде не готовят специалистов-технологов этого профиля.