Московский международный автомобильный салон (ММАС) — его ждали все, кому небезразлична тематика машин, дорог и скорости — наконец-то открылся. Мероприятие могло бы стать действительно одним из основных в российской и мировой автоиндустрии, если бы не множество «но». В этом году участвовать в нём отказались почти все крупнейшие мировые бренды.

После такого числа отказников назревает невольно вопрос: а кто же там присутствовал и не изменился ли в целом у мировых брендов вектор ведения бизнеса в России? Но в итоге посмотреть на автосалоне было на что. Подробности — в обзоре News.ru.

Причины отказов

К сожалению, считается, что международные автосалоны как формат общения с публикой и презентации моделей для многих производителей исчерпали себя. Концерны ищут новые способы коммуникаций и модели развития.

Ford, Mercedes, BMW, Audi, Nissan, Infiniti, Toyota, Mitsubishi, Skoda и даже Datsun решили не ехать в Москву.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Отчасти для некоторых производителей отечественный рынок видится малоперспективным. Так, Opel и Chevrolet уже покинули Россию несколько лет назад. Естественно, если сравнивать с Европой и Азией, то местный рынок там имеет огромные перспективы роста и исчисляется десятками миллионов автомобилей, чего не скажешь о России.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Несмотря на то, что российский авторынок продолжает медленно расти, пика своего развития 2012 года ему не видать. Однако не стоит забывать, что именно на то время пришлись бум развития автокредитования, доступности банковских предложений по машинам и вообще такое понятие, как «автомобиль в рассрочку», чего сейчас, к сожалению, уже нет.

Плюс те же санкции, под которыми находится сейчас Россия, имеют свой вес. Бизнесу важно показать косвенную солидарность с позицией США и ЕС по санкциям, чтобы не накликать и на себя какие-либо ограничения или же давление со стороны Вашингтона. Поэтому внешняя конъюнктура для подобных мероприятий сейчас складывается крайне неудачно.

Секрет АвтоВАЗа в пятикратном размере

До начала ММАС АвтоВАЗ старался сохранить интригу и не раскрывать карты. Завод обещал продемонстрировать свои новинки. Ещё в начале месяца концерн опубликовал в Интернете таинственную фотографию, на которой были представлены целых пять машин, скрытых от глаз поклонников марки покрывалами. Многие сразу стали шутить, что это обновлённая Lada Granta, только представленная в пяти разных цветовых гаммах. Баннер производителя сообщал, а быть может, даже предупреждал, что эта премьера изменит всё.

Однако директор проектов Lada Олег Груненков приоткрыл для News.ru завесу тайны.

«Мы представили обновлённое семейство Lada Granta в четырёх кузовах: седан, хетчбэк, универсал и лифтбэк. Также представили Lada Vesta седан-кросс, который уже есть в дилерских центрах. Его можно купить. Представлен и автомобиль Xray-кросс. Это первая премьера стиля. До этого мы показывали только концептуальный автомобиль в 2016 году. Из этого концепта мы многое взяли. И смогли реализовать задумку. По поводу концепта были хорошие отзывы. Также представлен концепт "4 на 4". Он является ключевым экспонатом выставки», — отметил Груненков.

Xray-кросс сделан на базе автомобиля Xray. Его интерьер — двухцветный. Самые большие изменения коснулись салона. Использовались новые каркасы передних сидений, их спинка складывается, образуя столик. Если сложить заднее сиденье, получается пространство для перевоза багажа 1500 литров. Что касается комфорта, то впервые использовался обогреваемый руль. Ещё была введена новая функция: с помощью джойстика с пятью функциями можно менять режим езды: например, спорт, езда по дорогам разного качества.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Перед началом ММАС АвтоВАЗ всё же не выдержал и презентовал обновлённое семейство народного автомобиля Granta. Это действительно флагман Волжского завода. Начиная с 2011 года было произведено порядка 900 тысяч автомобилей этой модели, что говорит о том, что Granta всегда попадает в топ продаж машин B-класса.

Отличительной чертой Granta является X-образная передняя часть машины, хорошо знакомая по более дорогим моделям — Vesta и Xray. Изменён дизайн задних фонарей, а также багажника. Было решено поменять и шкалу приборов, которая обзавелась теперь белой подсветкой, также добавились различные элементы декора салона.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

При этом каких-либо изменений моторы не претерпели. Нас ждут всё те же двигатели объёмом 1,6 литра мощностью 87, 98 и 106 лошадиных сил. Предлагаются модели с пятиступенчатой механической коробкой, довольно неплохим по отзывам «автоматом» Jatco и вазовским «роботом», который критиковали практически все, кому не лень. Однако на этот раз АвтоВАЗ обещал исправить ошибки, проведя глобальную модернизацию и усовершенствовав данную коробку.

Ожидается, что продажи новинки стартуют 1 сентября.

Renault привёз тайну

Концерн Renault на этот раз сделал ставку на тайну. Его новое творение называется Arkana (от латинского arcanum — «тайна»). На своём официальном сайте было размещено изображение кроссовера сегмента С, на котором были видны лишь фирменные светодиодные ходовые огни.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

И если Arkana стал автомобилем-сенсацией, поразившим зрителей своими обтекаемыми формами и довольно богатым интерьером, несвойственным французской компании, то остальные обновления Renault остались в лёгкой тени нового кроссовера.

На салоне прошла презентация автомобилей, предназначенных для езды по пересечённой местности, — stepway-серии. В итоге зрители увидели рестайлинговые Sandero, Logan и грузопассажирский Dokker. Stepway примечателен тем, что в отличие от обычного исполнения, у автомобилей этой категории увеличен дорожный просвет, а также имеется пластиковая защита кузова.

«Мы уверены, что Arkana найдёт свою нишу в России, поскольку он разрабатывался именно с учётом предпочтений наших клиентов. Мы хотим, чтобы этот автомобиль стал новым стандартом и законодателем мод в сегменте С. В массовых марках такой концепции не было. По виду это седан, по функциональности — хетчбэк, по проходимости — кроссовер», — прокомментировал News.ru эксперт по потребительским свойствам автомобилей Renault Анатолий Калицев.

По его словам, Renault ориентировалась на общие пожелания клиентов, для этого были опрошены несколько сотен человек. Исследование проходило в разных городах в несколько этапов. Это была самая масштабная работа не только в истории компании в России, но и в истории иностранных марок в РФ вообще. И как раз результатом её стал Renault Arkana.

Также он заявил, что планов уходить с рынка недорогих седанов, как это планирует сделать Nissan с его бюджетным Almera, имеющим одинаковую с Renault Logan платформу, у компании нет.

«Более того, мы наращиваем присутствие везде, где возможно. Ставка на кросс-седан была сделана потому, что защита кузова очень важна для клиентов. Кроме того, у этих автомобилей хороший дизайн. Модели будут представлены в версии cityс вариатором. Это та трансмиссия, которой не хватало семейству машин», — поделился он.

Объединённый корейский десант

Южнокорейская автомобилестроительная компания Kia порадовала автолюбителей третьим поколением Ceed. По заверению производителя, продажи обновлённой версии начинаются 29 августа. Рынку будет представлена версия в корпусе хетчбэк.

Премьера третьего поколения Ceed стала главным событием для Kia в рамках ММАС-2018. Вместо прежнего Cee’d автомобиль получил имя Ceed. Данная машина исторически является стопроцентно «европейской» — она была разработана во Франкфуртском дизайн-центре Kia, производится исключительно на заводе в словацком городе Жилина и предлагается только на европейских рынках, а также в России и Турции.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Турбонаддувный двигатель 1,4 T-GDI семейства Kappa, впервые установленный на Ceed, имеет мощность 140 л.с. Использование турбонаддува позволило довести максимальный крутящий момент до 242 Нм в диапазоне от 1500 до 3200 об/мин – на 56% больше, чем у предшественника (1,6 GDI). В сочетании с этим двигателем впервые в России для KIA Ceed будет предложена новая 7-ступенчатая роботизированная трансмиссия с двумя сцеплениями.

Также впервые не только в России, но и в истории модели в целом, для Ceed с автоматическими трансмиссиями будет предлагаться система выбора режимов движения (Drive Mode Select).

В С-классе была презентована обновлённая версия Cerato. К слову сказать, производство данного седана уже налажено в Калининграде.

Седан Cerato имеет ряд конструктивных и дизайнерских отличий от Ceed. Для него разработана собственная линейка двигателей. В России Cerato третьего поколения будет представлен с двумя бензиновыми двигателями: 1,6 Gamma (128 л.с.) и 2,0 Nu (150 л.с.). Версия с «младшим» мотором может быть оснащена 6-ступенчатой механической или автоматической трансмиссией. Двухлитровый двигатель агрегатируется только с 6-ступенчатым автоматом.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Также на суд публики был представлен Sportage, который получил ряд существенных технических обновлений. Линейка предлагающихся в России силовых агрегатов дополнится современным, тяговитым и при этом экономичным атмосферным бензиновым двигателем 2,4 GDI с непосредственным впрыском топлива.

В сочетании с дизельным двигателем 2,0 впервые для данной модели на российском рынке будет предложена 8-ступенчатая автоматическая коробка передач.

«Kia представляет на автосалоне много новинок. Это три совершенно новые модели: Kia Ceed хетчбэк, Kia Ceed sport-wagon универсал и Kia Cerato. Он выполнен на той же платформе, но с другим кузовом. Это седан. Все три модели абсолютно новые. Продажи Kia Ceed начинаются уже сегодня, универсал будет предложен через несколько месяцев, Cerato — в октябре, и чуть позже, в ноябре, появится Kia Sport», — сказал News.ru директор по маркетингу «КИА Моторс Рус» Валерий Тараканов.

По его словам, планов уходить с каких-то сегментов рынка по примеру других компаний у Kia нет.

«Напомню, что наше главное преимущество — это баланс между дизайном, оснащением, безопасностью, качеством и ценовым позиционированием. Плюс хорошо развитая сеть», — сказал он.

Выход на рынок первого в истории Kia автомобиля класса Gran Turismo-Stinger во второй половине 2017 года (в России модель представлена с марта 2018-го) заставил многих специалистов взглянуть на марку принципиально по-иному. Говоря о Stinger, необходимо упомянуть взлёт корейских брендов, которые ещё четверть века назад были мало кому известны и никем не рассматривались всерьёз.

Бензиновый двигатель 3,3 л V6 с двойным турбонаддувом вошёл в десятку лучших силовых агрегатов мира по версии авторитетного издания WardsAuto. По итогам испытаний на безопасность по методике EuroNCAP автомобилю присвоен высший рейтинг «пять звёзд».

Крупнейший автопроизводитель Южной Кореи и четвёртый в мире — Hyundai — привёз в Россию такие новинки, часть которых, к сожалению, на отечественном рынке представлены не будут. Речь в первую очередь идёт об электрокаре Loniq.

Помимо недоступных россиянам машин концерн представил долгожданный рестайлинговый кроссовер Tucson и совершенно новый внедорожник Santa Fe.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Das ist fantastisch

Одинокий представитель европейского автопрома — Volkswagen — решил удивить российскую публику технологическими достижениями, которыми напичканы их новые машины. Это единственный европейский автопроизводитель, который приехал на этот раз в нашу страну. Его стенд располагался снаружи. Компания предлагала не только ознакомиться с обновлёнными моделями, но и пройти тест-драйв, тем самым сильно отличаясь от остальных участников салона.

Основное внимание было приковано к внедорожникам Teramont и Touareg. Концепция трансформируемых сидений первой машины предполагает возможность складывания спинок пассажирских кресел второго и третьего рядов. Touareg же приятно встретил матричными светодиодными фарами и системой ночного видения, благодаря которой природные границы зрения значительно расширяются.

Также зрители увидели достаточно интересный экземпляр — Polo в лимитированной серии Joy, выпущенный серией в 500 штук. Модель отличается наличием спортивного руля, двухцветной окраской кузова, новыми светодиодными фарами и компьютерной системой App-Connect.

По достоинству был оценён и кроссовер Tiguan. Отличительной особенностью этой машины является трёхзонный климат-контроль с антиаллергенным фильтром, который позволяет настраивать температуру отдельно как для водителя, так и для переднего и задних пассажиров.

Примечательно, что концерн впервые привёз к нам машины класса Gran Turismo (лифтбэк Arteon и концепт электромобиля I.D.). И если первый автомобиль уже продаётся в Европе, являясь своего рода переходной моделью между Passat и Phaeton, то I.D. — это пока что машина будущего, которой свойственен футуристический дизайн. Ожидается, что Arteon попадёт на российский рынок в конце следующего года. А возможности эксплуатации у нас I.D. будут зависеть от электрической инфраструктуры.

«Для нашей компании бизнес в России — российский бизнес. Мы — крупнейшие инвесторы в экономику России в отрасли. У нас есть производство в Калуге. Оно создано с нуля. Кроме производства авто, есть производство двигателей. Помимо этого, у нас есть лаборатория по контролю качества. Мы чувствуем себя вполне российской компанией. Наша доля на рынке увеличивается. Поэтому мы участвуем в автосалоне. Формат open air с возможностью тест-драйва — это уже новый формат. Это продолжение нашего формата Volkswagen digitalexperience, который путешествует по России», — сказал News.ru PR-директор Volkswagen-Россия Андрей Гордасевич.

Китай дышит в затылок

Сразу несколько крупных китайских производителей привезли в Россию довольно интересные экземпляры, которые, как ожидают в Пекине, не только найдут своего клиента у нас, но и смогут подвинуть остальные иностранные автоконцерны.

Lifan представил компактвэн M7, вместительный кроссовер X80, рассчитанный на семь пассажиров, а также электромобиль 820EV. Все эти машины уже хорошо известны китайским водителям и пользуются в Поднебесной большим спросом. Компания планирует начать производство в России и открыть завод в Липецкой области. Также в Lifan считают, что смогут своими моделями занять нишу каршеринга и такси.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Geely привезла к нам обновлённый модельный ряд, получивший название «Поколение 3.0». В частности, на стенде присутствовали легко узнаваемая в России Emgrand 7, кроссовер Atlas, внедорожник X7, семейство хетчбэков GSи премиальный седан GE.

Haval, более известный нам как Great Wall, порадовал публику кроссовером Haval F7, который компания позиционирует как молодёжный. Ожидается, что его производство у нас начнётся уже со следующего года.

JAC Motors, хорошо узнаваемый по грузовой технике, на этот раз показал легковые автомобили S5 и S3.

«Также мы представляем электрические автомобили: iEVU7S и пикап Т6. Они сейчас проходят сертификацию. В ближайшее время мы планируем их вывести на российский рынок. Мы уже пытались выйти на российский рынок в легковом подразделении. Это было не в лучшие времена. Мы работаем с 2014 года. Нам уже удалось занять определенную нишу в грузовом сегменте. Сейчас пытаемся это сделать в легковом подразделении», — рассказал News.ru представитель JAC Motors Вадим Усков.

Он подчеркнул, что основное преимущество бренда — это цена.

«Наши машины поставляются по определённому способу: везутся комплектами в Казахстан, а затем уже в Россию. За счёт этого мы обеспечиваем стоимость ниже, чем у конкурентов», — сказал Усков.

Говоря о спорном, по мнению некоторых экспертов, китайском качестве, он сказал, что в последние годы наблюдается скачок в качестве китайских машин. Об этом можно судить по многим автосалонам в мире. Большинство компаний, представленных там, — китайские.

«Это значит, что спрос на китайские авто есть», — считает он.

«Кортеж» для народа

Но, пожалуй, главным героем сегодняшних премьер стала серия люксовых автомобилей проекта «Кортеж» — Aurus. Senat и Senat Limousine сконцентрировали вокруг себя большую часть зрителей. Сейчас данное семейство элитных машин является прерогативой гаража особого назначения ФСО. Ожидается, что в свободную продажу автомобили поступят в следующем году. Пока не ясно, сможет ли Aurus завоевать ту небольшую часть рынка, на которую он рассчитан, и найти своего покупателя, но, как утверждают эксперты, в любом случае, очередь на элитные авто поначалу будет довольно большой.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Необходимо отметить, что массового производства автомобилей не ожидается. Ожидается, что в 2019 году с конвейера сойдёт менее 100 автомобилей.

После продаж в России люксовый бренд повезут в Европу на Женевский автосалон в 2019 году, после чего курс будет взят на Ближний Восток и Азию.

Автомобили предлагают комбинацию полного привода и гибридной установки, которая разработана с учётом климатических и дорожных особенностей страны, что позволяет обеспечить высокий уровень комфорта и безопасности. Машины оснащены мощным двигателем V8, который является разработкой, специально спроектированной для Aurus. Тяжеленные люксовые авто способны развить скорость в 100 км менее чем за 6 секунд.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров подчеркнул, что это — национальный бренд, который представляет современную и инновационную Россию.

Немного будущего

Особое место занимал на площадке автосалона проект ШАТЛ.

Адаптивные беспилотные технологии должны перевернуть существующую систему пассажирских перевозок. С помощью приложения можно выбрать маршрут движения беспилотного шатла и необходимые остановки, заказать и оплатить поездку. По задумке создателей, использование таких автомобилей идеально подходит в закрытых условиях – на территории аэропортов, заводов.

«Шатл используется в местах, где нет доступа для пилотного транспорта. Это аэропорты, различные предприятия. Пока проект на стадии разработки. Он был успешно испытан на чемпионате мира по футболу в Казани для перевозки болельщиков до стадиона и обратно. Привод на нашем шатле полностью электрический. Он вмещает 12 человек: шесть сидячих мест, шесть стоячих. Запас хода — 120 км. Полный заряд получается в течение 3–3,5 часа», — пояснил News.ru инженер-конструктор НАМИ Алексей Столяров.

Однако в настоящее время массовому использованию шатла пока препятствует законодательный запрет на эксплуатацию беспилотного транспорта на дорогах. Это касается не только России, но и других стран, отметил Столяров.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

«Пока технология не доведена до совершенства, массово вводить её опасаются. Добавлю, что шатл прост в использовании. Для его обслуживания не нужен спецперсонал. Пользователь может вызвать его с помощью мобильного устройства. Это самообучающаяся система», — сказал он.

Конкуренцию проекту ШАТЛ готовы составить в концерне ГАЗ, который был представлен на автосалоне двумя опытными образцами: электробус на базе «Газель-Next» в разном исполнении кузова.

«Первая модель — городской автобус повышенной комфортности, удовлетворяющий требования современной городской среды. В нём есть пандус для маломобильных пассажиров. Вторая модель — маршрутка-беспилотник. Пока она тестируется на Горьковском автозаводе», — заявил News.ru представитель объединённого инженерного центра Группы ГАЗ Михаил Иванов.

«Пока это опытные образцы. На рынок выйдем в течение ближайших лет, но не с чистым автопилотом, а с системой помощи водителю», — подчеркнул он.

Гости из Баку

Своим присутствием столичный автосалон почтили и представители Азербайджана. Компания «Азермаш» привезла новую для России марку Khazar. Были представлены Khazar LD и SD.

«LD — более премиальная модель. Коробки передач в ней механические», — пояснила News.ru представитель «Азермаша» Вероника Алахвердиева.

По её словам, завод в партнёрстве с IranKhodro открылся совсем недавно, в марте этого года, и работает в Азербайджане. Сборочная мощность — 10 тысяч единиц в год.

«На сегодняшний день собрано около 300 автомобилей. Пока мы представлены на внутреннем рынке, но в планах выйти на рынки Африки, СНГ, Ближнего Востока», — сказала она.