Законопроект «О цифровых финансовых активах», подготовленный ко второму чтению в Государственной думе, не станет регулировать проводимые сделки с участием криптовалют. Майнинг будет лишь инструментом, благодаря которому привлекается капитал. Смогут ли россияне теперь свободно пользоваться биткоинами и каковы перспективы развития цифровых денег в РФ — разбирался News.ru.
Как поясняется в документе, токены удостоверят право на участие в капитале компании или же на имущество. Кроме того, у них будет техническая роль при сделках с участием цифровых активов.
Их выпуском смогут заниматься как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, пишут «Известия».
Между тем, в более ранней версии законопроекта майнинг был прописан как добыча криптовалют, при этом «крипта» оставалась цифровым активом. Теперь же о понятии «криптовалюта» речь не идёт, и документ не может регламентировать подобные сделки, а лишь операции с токенами.
Согласно изменениям, для выпуска токенов необходимо подготовить особое решение об эмиссии. Сам выпуск будет обеспечиваться имуществом эмитента или третьих лиц, отмечается в законопроекте. Размещением займутся площадки, числящиеся в реестре ЦБ и имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг. Биржам будет необходимо идентифицировать клиентов и вести их строгий учёт, а по первому запросу госорганов — предоставлять все необходимые данные.
Цифровой финансовый актив можно будет обменивать на рубли, валюту или на иные токены. Кроме того, должна прописываться предельная сумма, на которую активы смогут приобрести неквалифицированные инвесторы, а также указываться уровень предполагаемого риска.
Бывший советник президента по вопросам развития Интернета Герман Клименко, комментируя News.ru возможные перспективы легализации криптовалют в РФ, заявил, что как таковых шансов, к сожалению, нет.
«Сама же тема цифровых активов крайне интересна, и стоит сказать спасибо активистам рынка криптовалют за возможность запустить процесс законодательного определения понятия "цифровой актив"», — отметил Клименко.
По его словам, когда была эйфория «крипты», то казалось, что криптовалюта — это подмножество цифровых активов, просто нужно написать несколько строчек юридического кода. Но задача оказалась существенно сложнее.
«Действующая денежная мировая система юридически не готова принять криптовалюты. На сегодня юристам не удалось выстроить правовой конструкции, которая бы обеспечивала возможность хотя бы частичного инкорпорирования криптовалют в действующее правовое поле», — сказал Клименко.
Россия долго противилась и продолжает противиться цифровым валютам, несмотря на весь хайп, который произошёл с «криптой» в 2017 году. Возможность в одночасье стать миллионером многим затмила разум. Начинающие криптотрейдеры с радостью смотрели на ход торгов, подсчитывая свою прибыль. Однако всё было хорошо до тех пор, пока торги проходили в «зелёной зоне». 2018 год стал переломным — биткоин с $20 тысяч обвалился до $5 тысяч, его майнинг стал нерентабельным, и предприниматели стали постепенно избавляться от дорогостоящего оборудования по выращиванию цифровых монет.
Но важно понимать, что работа над законопроектом всё ещё идёт, поэтому не исключено, что в дальнейшем документ будет переписан. И изменения в нём произойдут с учётом ситуации, складывающейся на рынках.
Андрей Луговой, генеральный директор компании «Криптолион»:
Можно выделить основные три части. Первая часть содержит в себе разъясненную терминологию — транзакции, майнинг, выпуск токенов и т.д. Без этой части невозможно объяснить суть самого закона.
Вторая часть содержит в себе регулирования майнинга и обмена криптовалют. Здесь должно быть обязательно юридическое лицо, зарегистрированное в специальном реестре — физическим лицам можно заниматься майнингом, если в течение трёх месяцев не превышается лимит электроснабжения. Оплаты товара и услуг за криптовалюту запрещены.
Третья часть регулирует ICO — первичное размещение токенов криптовалютных проектов.
И по моему мнению, это сильно усложнит работу российских стартапов в данной сфере. Огромное количество различных документов и жёсткие ограничения — всё это вынудит искать более лояльные места для такой деятельности.
Описанные в законе валидаторы и реестр ещё не созданы, а когда они появятся — неизвестно, что также скажется на криптовалютной сфере в России.
Агеев Александр, аналитик компании «ФинИст»:
Этот законопроект значит, что ситуация с криптовалютами в России, сложившаяся на текущий момент, никак не изменится. Не будет регулироваться их хранение и обращение, а значит, сложившееся за годы криптосообщество не пострадает, и климат на рынке криптовалюты не испортится.
Ситуация изменится для российских ICO и процедур имитирования и продажи токенов. На текущий момент рынок заполнен недоброкачественными блокчейн-проектами и стартапами, которые привлекают таким образом инвестиции. Законопроект должен будет отмести мошеннические проекты и сделать эту сферу инвестирования более эффективной и безопасной.
Инициатива положительно отразится на инвестиционном климате в ICO и позволит по-новому взглянуть на этот новый сектор крупным инвесторам, сделав его более привлекательным. Это очередной шаг в сторону развития российской криптоиндустрии, очень аккуратный шаг.
Ольга Прохорова, эксперт Международного Финансового Центра:
К сожалению, в нашей стране законы иногда существенно усложняют жизнь, при этом не давая того же объёма конкретной реальной пользы. Лицензия ЦБ вовсе не гарантирует порядочность и добросовестность участников и не убережёт от утечки средств из страны в различные офшоры. В текущем виде цель закона о цифровых финансовых активах — это защита инвесторов «на бумаге».
Говорить о перспективах развития отрасли в России не приходится — никаких явных преимуществ Россия по сравнению с другими странами иметь не будет.
Рынок ICO не сможет получить развития. Только крупные компании смогут себе позволить выпускать токены, подтверждая их конкретным имуществом, для стартапов это требование будет трудновыполнимым.
Среди позитивных моментов отмечу требование указывать в рекламе проектов уровень риска и ограничение размера инвестиций для неквалифицированных участников. Хотя обойти это ограничение при желании будет нетрудно, тем не менее, наличие этого пункта заставит многих как минимум задуматься.
В целом процесс принятия законов о криптовалюте в России настолько нетороплив, что скоро уже наступает момент, когда любое чёткое и понятное решение будет однозначно лучше бездействия.
Александр Егоров, валютный стратег TeleTrade:
В понятие цифровые финансовые активы, с точки зрения рассматриваемого закона, теперь не входит такой класс активов как криптовалюты. Есть токены, которые являются единицей учёта и заменяют ценные бумаги в цифровом мире, удостоверяя права на тот или иной актив.
Последняя версия закона не отвечает на вопрос, когда будут легализованы криптовалюты в России. И это обеспечивает сохранение цифровых денег в сером правовом поле. То есть в отношении них действуют общие правовые нормы. А это позволяет недобросовестным участникам рынка совершать сложные комбинации для осуществления «мутных схем». По большому счёту, в рассматриваемой версии это, скорее, станет законом-разочарованием, так как не оправдает сформированных ожиданий. Но, тем не менее, ряд аспектов деятельности на крипторынке он будет регулировать, и, вероятно, в будущем будет доработан и в отношении криптовалют.
Эльдияр Муратов, президент Singapore Castle Family Office:
Развитие дефиниции «криптовалюта» в России бесперспективно в сложившейся ситуации. Принятым законопроектом правительство создало новый канал для привлечения бизнесом денег с рынка, уравняв токены с паями фондов — ценными бумагами, за которыми стоит имущество фонда. Если раньше для привлечения капитала в проект, без учёта иных преимуществ, надо было создавать паевой инвестиционный фонд, выпускать паи, привлекать инвесторов и так далее, то сейчас бизнес может выпустить токены, предварительно получив регуляцию от ЦБ, зарегистрировав свои токены на бирже, и в рамках жёсткого контроля маркетировать свой конечный продукт, под который и собираются средства с рынка под токены. Другими словами, законопроект переиграл ожидания рынка и дал им альтернативную возможность привлечения капитала под результат цифровой революции, а не ответ на вопрос о легализации криптовалюты в России. Разумеется, такой законопроект нужно считать положительным явлением для бизнеса, где желающих воспользоваться новшеством будет хоть отбавляй. Другой вопрос, насколько сложно будет получить такую регуляцию и как жёстко будет контролироваться весь процесс, чтобы данная альтернатива не была в итоге безрезультативной.
Вероятнее всего, дефиницию «криптовалюта» введут ещё не скоро, в связи со страхом создания новой локальной пирамиды в цифровом пространстве, которую будет невозможно контролировать. Зная все возможности использования криптовалюты, локальный рынок пока не готов нести такую ответственность, чтобы не дестабилизировать налаженные потоки.