В любой непонятной ситуации — иди в магазин. Именно так реагируют потребители на социальные и экономические перемены. Две причины, резко изменившие потребительское поведение в последние дни, — распространение коронавирусной инфекции и нефтяной обвал. Очереди в супермаркетах, массовые закупки товаров первой необходимости, нехватка продукции — примета теперь уже не только Москвы, но и регионов. Товар-маркер — гречка.


Почему-то именно эта крупа быстрее всего исчезает из продажи при малейшем намёке на кризис. Кто-то шутил, что гречка — часть генетической памяти нашего населения, потому что в советское время она всегда была в дефиците. Однако это, конечно, не так.

Попробуйте заказать её в интернет-магазине, над почти 100 наименованиями данного продукта — серая метка: нет в наличии, а та, что есть, стоит баснословных денег.

Старший научный сотрудник лаборатории прогнозирования доходов и потребления Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Владимир Рау пояснил NEWS.ru, что перемены в потребительском поведении вызваны состоянием неопределённости, а сегодняшняя обстановка не напоминает предыдущие кризисы. Стремление людей делать запасы на случай чрезвычайной ситуации — нормальная реакция, исходящая из чувства ответственности, так как надо кормить семью.

В период кризисов потребительское поведение бывает разным — от оптимизма до отчаяния, но сегодня отчаяния не наблюдается, скорее, озабоченность.

Владимир Рау

старший научный сотрудник лаборатории прогнозирования доходов и потребления Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН

Неопределённость — ключевая причина, которая гонит людей в магазины и заставляет доверху наполнять тележки. Мотив: деньги есть не будешь.

NEWS.ru

Парадокс нынешней ситуации заключается в том, что существует избыток информации и одновременно её недостаток, считает доцент кафедры социальной психологии МГУ Татьяна Фоломеева. Причём значительное снижение курса рубля не влияет на настроение людей так, как угроза пандемии. Все разделились на коронаоптимистов и коронапессимистов. Вспоминается кризис 2014 года, когда люди тоже действовали по принципу «куплю на всё».

Только сейчас скупают не телевизоры, а продукты, которые уже не влезают в холодильники и шкафы, но остановиться невозможно. Это иррациональное поведение, и при недостатке информации оно может принимать крайние формы.

Татьяна Фоломеева

доцент кафедры социальной психологии МГУ

По данным агентства Bloomberg, потребительские расходы составляют 70% мировой экономики. Bloomberg приводит информацию исследования Johnson Redbook, согласно которому покупатели переключились на приобретение товаров первой необходимости. За первую неделю марта увеличились продажи лекарств, чистящих средств, хозяйственных товаров, продуктов и воды в бутылках.

Компании давно научились зарабатывать на иррациональном поведении потребителей. Люди поддаются сиюминутным соблазнам и страхам. Стадный инстинкт существует, большинство действует по принципу «быть как все». Эти несложные выводы сделал Ричард Талер, получивший Нобелевскую премию за исследования поведенческой экономики. И хотя сам президент страны Владимир Путин призвал граждан не запасаться продуктами, покупательская активность только усиливается.

NEWS.ru

Ситуацию со снабжением потребителей товарами повседневного спроса контролирует федеральное правительство совместно с местными администрациями и торговыми сетями. На сегодняшний день по основным категориям продукции у магазинов нет проблем с запасами, они сформированы с учётом сезонных колебаний спроса, рассказал пресс-секретарь Ассоциации компаний розничной торговли Илья Власенко.

По основным товарным позициям запасов — на несколько недель, и они продолжают пополняться. По товарам повышенного спроса происходит закупка дополнительного количества для обеспечения и сохранения высокого уровня запасов.

Илья Власенко

пресс-секретарь Ассоциации компаний розничной торговли

Предыдущие кризисы преодолевались достаточно быстро. Их приметы: люди отказывались от не очень нужных покупок, спонтанных трат, экономили на непродовольственных товарах. При этом не сокращали траты на лекарства и предметы гигиены. А ещё в периоды кризисов росло потребление чипсов и семечек. Сейчас модели поведения потребителей изменились из-за инфекции, ожидания карантина или вынужденной самоизоляции. Как вернуть себе социальный оптимизм?

Опыт западных стран — создание для потребителей перечней с рекомендациями, какие продукты и товары надо купить в первую очередь. Как правило, это продукты длительного хранения — макароны, сгущённое молоко и т. д. Осознанные покупки помогут избежать лишних трат и ненужных запасов, при таком подходе снизится общий ажиотаж, — считает Владимир Рау.

Известный кулинарный писатель, фуд-директор американского издания Real Simple Доун Перри составила «Разумный список продуктов» в условиях социального дистанцирования из-за коронавируса. В него входят: «Вкусные банки копчёной сардины или скумбрии. Пара сортов орехового масла и тахини. Лук (он хранится неделями при хранении в прохладном, тёмном месте), чеснок, картофель, рис, мука. Бананы (когда они начинают темнеть, их замораживают для коктейлей или добавляют в выпечку). Хлеб, он хорошо хранится в морозилке».

Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) на случай самоизоляции рекомендует делать небольшие запасы продуктов долгосрочного хранения, к которым относятся макароны, крупы, сахар, соль, растительное масло.

Любой форс-мажор — это челлендж. Сейчас у людей есть прекрасная возможность заняться своими делами, побыть с семьёй, почитать хорошие книги, считает Татьяна Фоломеева. Главное — знать, что никакой кризис не длится вечно, и определять для себя чёткие временные отрезки, ставить задачи на определённые периоды. Это поможет успокоиться гораздо лучше, чем иррациональные закупки и стояние в очередях, резюмировала эксперт.

Над текстом также работала Татьяна Сазонова.

Добавьте наши новости в избранные источники