10 августа 2017 в 12:10

Как Миронов на санкциях попиарился

Если следовать призывам главы партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова, россияне вспомнят, каково жить без стирального порошка

На днях глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов заявил о необходимости расширения возможностей российских производителей за счет запрета продукции из США и ЕС.

Бывший спикер Совета Федерации призвал запретить, в частности, ввоз товаров PepsiCo, Cola-Cola, Mars — и «отечественные производители безалкогольных напитков, молочной продукции, снеков, кондитерских изделий с удовольствием наполнят внутренний рынок России своей качественной продукцией». По убеждению Сергея Миронова, наши производители легко удовлетворят спрос на косметику и бытовую химию, поэтому нужно закрыть доступ на наш рынок компаниям Procter & Gamble, Johnson & Johnson. Необходимо также, по мнению главы «Справедливой России», запретить сигареты British American Tobacco, ввоз спиртных напитков, а также отказаться от программного обеспечения Microsoft, заменив его на Linux.

Понятно, что столь широкая линейка западных товаров, предложенных к запрету на ввоз в Россию, свидетельствует о ярко выраженной PR-направленности заявления руководителя «Справедливой России». Другое дело, что для этого используются аргументы, которые не имеют никакого отношения к действительности, включая интересы рядовых российских граждан.

Скажем, предложения о запрете импорта западного вина обсуждались и раньше, но неизменно признавались ненужными. Например, еще летом 2015 года министр сельского хозяйства Александр Ткачев заявил, что этот запрет выйдет боком российским потребителям. «Если мы условно «закроем» вино, допустим, те же кондитерские изделия или что-то другое, это может очень плохо отразиться прежде всего на балансе продовольствия в нашей стране», — сказал министр. При этом он отметил, что отечественного вина недостаточно, чтобы удовлетворить потребности покупателей.

За это время принципиально ничего не изменилось. Как сказал в декабре 2016 года в интервью «Российской газете» тот же Александр Ткачев, по производству вина Россия находится лишь на 11-м месте в мире. Сейчас у нас площадь виноградников занимает 85 тыс. га, а в Испании — 1 млн. га, во Франции — 800 тыс. га, в Италии — 700 тыс. га. Чтобы не зависеть от импорта, нужно, по словам министра, до 2020 года заложить еще 50 тыс. га виноградников. Но результат появится только через 10 лет после этого. То есть в лучшем случае можно лишь в 2030 году обеспечить внутренний рынок вином российского производства.

Еще более странными выглядят заявления главы «Справедливой России» применительно к запрету ввоза бытовой химии, к которой относится стиральный порошок.

На сегодняшний день ключевыми игроками на рынке стирального порошка в России являются иностранные компании, на долю которых приходится 70%. В частности, американская компания Procter & Gamble (марки Tide, Ariel, «Миф», Dreft, Tix) занимает 44%, немецкому концерну Henkel (Persil, «Ласка», Losk, Deni, «Пемос») принадлежит 26%. Остальную часть рынка делят между собой российские компании: ОАО «Нэфис Косметикс» (BiMAX, AOS, «Биолан», Sorti), ОАО «Сода» («Зифа»), ЗАО «Аист» («Кашемир», «Аист», «Ять», «Капель», Lumix), ОАО «Невская Косметика» («Ушастый нянь», «Макс», «Индекс», «Сарма», «Ворсинка», «Лотос», «Обычный»).

Естественно, что в случае запрета продукции Procter & Gamble и Henkel российские потребители тут же столкнутся с острым дефицитом стирального порошка, так как российским компаниям понадобится несколько лет на увеличение собственных мощностей до необходимого уровня.

Вячеслав Ширяев
Вячеслав Ширяев