Формат амнистии капитала претерпит кардинальные изменения после 1 марта 2019 года. С этого дня она будет действовать только для физлиц, возвращающих деньги в Россию или перерегистрирующих активы в специальных административных районах (САР). Соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже разрабатывает Минфин, сообщила пресс-служба ведомства.
Таким образом, речь идёт о реализации идеи, которую ранее высказал Владимир Путин на форуме «Деловая Россия». Президент, в частности, напомнил, что районы с особыми правовыми аспектами для возвращающихся в российскую юрисдикцию компаний созданы на двух островах — Октябрьском в Калининграде и Русском во Владивостоке.
Сначала переводить, потом — декларировать
Продлевать амнистию на прежних условиях правительство не планирует, подтвердил информацию замминистра финансов Илья Трунин, отметив, что власти намерены гарантировать отсутствие каких-либо претензий к тем инвесторам, которые будут переводить свои деньги в РФ, а активы — перерегистрировать в САРы. По словам чиновника, бизнесменам нужно будет сначала перевести активы, а потом уже их декларировать.
Проходящая в России до 1 марта 2019 года амнистия капитала подразумевает, что граждане могут добровольно подать специальную декларацию, указав свои зарубежные активы, чтобы избежать в будущем каких-либо претензий к ним. При этом переводить средства в РФ не требуется.
Нынешнее решение во многом связано с удручающей для российского руководства статистикой. По данным ЦБ, чистый отток капитала из страны за 10 месяцев 2018 года составил $42 млрд. Для сравнения: за весь 2017 год из РФ ушло $25 млрд, за 2016-й — $18,5 млрд. Абсолютный рекорд, напомним, был поставлен в 2014 году — $152 млрд.
Низкая эффективность
Сейчас завершается второй этап амнистии капитала, стартовавший 1 марта 2018 года. Первая волна охватила период с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016-го и принесла весьма скромные результаты. Налогоплательщики подали всего 7,2 тыс. деклараций, сообщил глава Минфина Антон Силуанов, предположив, что бизнесмены могли испугаться вопросов со стороны правоохранительных органов. Официально итоги амнистии-2016 не раскрывались: неизвестно, сколько средств было задекларировано и сколько налогов уплачено.
«Низкая эффективность амнистии обусловлена недоверием предпринимателей к государству. Речь идёт не столько о потенциально возможном преследовании за нелегальный вывод капиталов, сколько об опасениях, что из-за коррупции информация попадёт к третьим лицам или станет публичной», — говорит аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.
Безусловное прощение не предусмотрено
Как убеждён директор Института нового индустриального развития им. Витте Сергей Бодрунов, в продлении амнистии, тем более на новых условиях, заинтересован очень узкий круг лиц. Подавляющему большинству возвращать деньги в Россию нет смысла хотя бы с чисто экономической точки зрения. По словам Бодрунова, сейчас речь идёт не об амнистии как таковой, не о безусловном прощении, а о том, что людям предлагают положиться на органы госвласти, к которым доверия изначально нет из-за существующей системы откатов и вымогательства.
Кроме того, отмечает Сергей Бодрунов, в отраслях с низкой маржинальностью, в той же торговле, нередко прибыль можно получить, только работая за границей. Просто так отказаться от офшорной юрисдикции нельзя. Это ударит по бизнесу даже без учёта коррупционной нагрузки, которая может ожидать капитал по возвращении в Россию.
С этим надо заканчивать
Деньги, которые вернутся в Россию в результате амнистии, не спасут её экономику, считает проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. Кроме того, по словам эксперта, стране эти миллиарды долларов по большому счёту не очень нужны: она может достаточно дёшево привлекать и внутреннее, и внешнее финансирование.
«Понятно, что с амнистией капиталов надо когда-нибудь заканчивать, иначе она теряет всякий смысл. Ужесточение условий подразумевает, что те люди, которые тянули с решением, должны пошевелиться. Они могут оставить деньги за границей, но тогда Россия за эти деньги не отвечает и в случае какого-либо наказания им придётся самим разбираться», — говорит Зубец.
По его словам, была масса случаев в Европе, в том числе и в Британии, и в странах Прибалтики, когда местные власти просто конфисковывали деньги россиян, украинцев (Януковича и его соратников) под предлогом того, что владельцы не могут доказать законность происхождения средств. Собственно, амнистия — это инструмент, который даст людям законные основания доказать, что это их деньги.
«Вся эта история — о борьбе с коррупцией. Понятно, что деньги заработаны и вывезены за границу не вполне честными путями. И их легализация подводит определённую черту. Российские власти говорят владельцам: то, что вы получили пять лет назад, мы на это не смотрим, бог с ними, забирайте и пользуйтесь. Всё, что вы захотите получить завтра, это уже криминал», — рассуждает Алексей Зубец.