Депутаты Европарламента призвали отменить строительство экономически важного для ЕС проекта «Северный поток — 2». Соответствующая резолюция была принята по итогам сессии в Страсбурге. Почему теперь и Европа присоединилась к протесту США по поводу трубопровода — выяснял News.ru.
В Европарламенте уверены, что Украина по-прежнему остаётся крайне значимым регионом для обеспечения энергоснабжения Европы, поэтому строительство «Северного потока — 2» в обход Киева может представлять угрозу европейской энергобезопасности. Кроме того, в документе трубопровод назвали «политическим проектом». Помимо этого, депутаты Европарламента призвали наказать Россию санкциями из-за инцидента в Азовском море.
Европейские депутаты остались довольны теми реформами, которые удалось провести Киеву за последнее время, в том числе и в энергетическом секторе. Между тем в Страсбурге признали, что сопутствующим негативом в преобразованиях были значительный рост цен и снижение количества пособий. Приоритетом на ближайшее будущее для Украины в Европарламенте видят борьбу с коррупцией и с олигархией высокопоставленных чиновников.

Комментируя произошедшее, представитель Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер заявил, что при реализации «Северного потока — 2» учитываются те разрешения, которые были получены от ЕС. Как пояснил он РИА Новости, сторонами выполняются все необходимые требования европейской стороны.
В российском МИДе противостояние энергосотрудничеству назвали безумием. Официальный представитель внешнеполитического ведомства РФ Мария Захарова подчеркнула, что европейский регион нуждается в российских энергоносителях.
«К экономике подобные декларации не имеют никакого отношения. Это явная политика», — сказала Захарова.
По мнению спикера Государственной думы Вячеслава Володина, отстаивание интересов определённых стран при помощи политического давления неприемлемо.
«В преддверии предстоящих выборов в Европарламент европейским избирателям стоит задуматься, чьи интересы отстаивают их представители в этой европейской структуре», — сказал Володин.
Кроме того, он подчеркнул, что это решение было принято под давлением Вашингтона. «Призывы остановить экономически выгодный для европейских стран проект звучат после неоднократных санкционных угроз со стороны американского конгресса в адрес компаний-участниц строительства», — отметил спикер нижней палаты парламента.
Со своей стороны член Совета Федерации Алексей Пушков также заявил, что данная резолюция говорит о давлении, которое оказывает Вашингтон на Берлин. При этом он призвал не обращать внимания на подобные документы.
Сама по себе резолюция Европарламента против Сев.потока не критична. Критичен возможный сдвиг в позиции Берлина, на к-ый жестко давят США.
— Алексей Пушков (@Alexey_Pushkov) 12 декабря 2018 г.
У Европы нет силы
Между тем заблокировать строительство «Северного потока — 2» Европарламент не в состоянии, даже если теоретически сможет добиться вывода из проекта всех значимых европейских инвесторов. При этом как таковая резолюция не имеет обязательной силы.
«Все эти принимаемые резолюции на деле не имеют никакого влияния на реализацию проекта газопровода. Это выглядит не более чем спекуляция, попытка не дать стихнуть новостному потоку вокруг "Северного потока — 2"», — сказал News.ru ведущий аналитик Amarkets Артём Деев.
По его оценке, проект реализуется вполне успешно, а попытки остановить деятельность в угоду украинскому транзиту выглядят несерьёзными. А энергобезопасности больше угрожает ситуация на Украине, а никак не «Северный поток — 2».
Со своей стороны директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев подчеркнул, что как «Турецкий поток», так и «Северный поток — 2» вряд ли можно назвать политическими проектами.
«Проблема в том, что украинская газотранспортная система хронически недоинвестирована, её износ очень высок, существует риск масштабных техногенных катастроф. Поэтому надёжность поставок российского газа в Европу находится под угрозой», — сказал Разуваев.
По его словам, в идеале Украине в 1992–1993 годах следовало бы обменять свою ГТС на пакет акций в формируемом тогда «Газпроме», и проблем с инвестициями не было бы.
Он склонен считать, что Европарламент реализации проекта не помешает, а после запуска «Северного потока — 2» и «Турецкого потока» транзит газа через территорию Украины составит не более 10 млрд куб. м в год. Это более чем в 10 раз меньше тех объёмов, которые проходили через Украину до политического кризиса. Соответственно, Киев существенным образом потеряет в деньгах из-за снижения транзита, который периодически был последним экономическим аргументом при давлении на Москву.

Валютный стратег TeleTrade Александр Егоров считает, что украинский транзит уже теряет свою актуальность на фоне поставок по «Турецкому потоку». Более того, поставки через территорию страны, охваченной политическими и религиозными разногласиями, а также социальными проблемами, создают дополнительные риски на фоне сбоев поставок, происходивших в прежние годы.
Согласно утверждённым планам, трубопровод должен был пройти через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти стран — России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Своё согласие на прокладку не дала только Дания, хотя уже 300 км трубопровода уложены по дну Балтийского моря.
«Решение Европарламента поставило в неоднозначную позицию и страны — участники проекта и инвесторов. И при этом в долгосрочной перспективе может сыграть как раз контрпродуктивную роль в энергообеспечении стран ЕС», — сказал Егоров.
Ранее против «Северного потока — 2» приняли резолюцию и американские законодатели. Интерес США в таком решении очевиден, считает эксперт. Это часть их большой стратегии относительно экспансии на европейский рынок для реализации своего СПГ. И в фокусе политического противостояния в стороне остаётся экономическая целесообразность таких действий западных партнёров.
Эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский склонен считать, что проект выгоден всем, кроме Трампа, Украины, Польши и Прибалтики.
«Но я хотел бы обратить внимание на другой момент. Рубль на валютных торгах 13 декабря вообще никак не отреагировал на новость о вердикте Европарламента по «Северному потоку — 2». Так в чём же дело, почему рынок проявляет такое вызывающее неуважение к «эпохальному» решению европарламентариев?» — отметил Рожанковский.
Похоже, рынки, действительно, на документ никак не отреагировали, и отнюдь не по странному недосмотру. Европарламент является административно-бюрократическим органом Евросоюза. В документе сказано, что российский газопровод представляет «угрозу для безопасности стран ЕС», но ни слова не сказано о том, каким образом и будут ли компенсированы убытки европейских энергокомпаний в этой связи. Как известно, пять европейских энергетических компаний — Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall — успели предоставить финансирование проекту Nord Stream 2 порядка 5 млрд евро. Кроме того, статус военного положения на Украине, которое ввёл Пётр Порошенко после инцидента с судами в Керченском проливе, подчёркивает эксперт, указывает на высокую вероятность приостановки прокачки энергоресурсов через украинскую ГТС до его отмены.
В итоге рынок понял, что Европарламент при помощи своих традиционно ангажированных участников, вообще не имеющих никаких интересов в этом проекте, по сути проголосовал за частичное прекращение поставок газа в Европу, и всем понятно, что это голосование так и останется в виде бумажного протокола и не более того, уверен Рожанковский. Главный минус для Европы — в факте самой постановки этого вопроса на подобное широкое голосование, результаты которого, помимо всего прочего, продемонстрировали отсутствие единства и взаимопонимания между странами Евросоюза и их склонность давать политические оценки всем событиям и явлениям. Но нужны ли Европе подобные голосования и каков их практический смысл — решать не нам.