Более половины россиян станут реже расплачиваться картами, если банки сократят свои бонусные программы и привилегии для держателей «пластика». Это показал опрос ВЦИОМ. В свою очередь, опрошенные News.ru эксперты не верят, что рынок безналичных расчётов рухнет, и что люди, как встарь, начнут брать с собой в магазины исключительно пухлые пачки засаленных потрёпанных купюр.


Путин за ритейлеров

Вопрос сокращения бонусных программ (бонусы, кэшбэк или процент на остаток) напрямую связан с так называемой комиссией интерчейндж, которую взимают банки с торговых и сервисных компаний за проведение карточных платежей. Её размер предлагают ограничить ритейлеры, сетующие на убытки. Дискуссия уже вышла на уровень президента. В начале февраля Владимир Путин назвал квазиналогом комиссию в 3%, но затем госбанкиры указали на некорректность этой цифры. Согласно же исследованию ВЦИОМ, 91% россиян считает наличие кэшбэка важнейшим фактором при выборе карты наряду со стоимостью годового обслуживания. При этом 55% респондентов заявляют, что в случае отмены бонусной программы они станут реже пользоваться картой.

«На недавнем инвестиционном форуме в Сочи ритейлеры пожаловались на комиссию интерчейндж в 3%, заметив, что в Европе она составляет 0,3%. Но в реальности она у нас не превышает 1−1,5%. Сейчас у ритейлеров больше возможностей продавить свою позицию, поскольку за них заступился Путин. Думаю, нас ждёт какой-то передел рынка: прибыли начнут перетекать от банков к ретейлерам», — говорит финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.

Цены могут снизиться

Конечно, продолжает он, людям придётся отказаться от части привычных моделей потребительского поведения в виде кэшбэка, каких-то бонусов. Банки и безналичные платежи могут утратить прежнюю привлекательность в глазах населения. Но спешить с выводами не надо: за последние лет пятнадцать люди привыкли иметь деньги на картах, и едва ли они ринутся снимать наличность и сразу тратить. Никакого смысла в этих лишних движениях нет.

«Вероятно, из-за более низкой комиссии интерчейндж цены в магазинах чуть снизятся, а банки, в свою очередь, какое-то время не смогут хвастаться рекордными прибылями и оборотами, как они это делают последние несколько лет», — поясняет News.ru Купцикевич.

Банальное удобство

По словам директора банковского института Высшей школы экономики Василия Солодкова, очень долгое время, после того как пластиковые карты появились в России, ими пользовались только для одной цели: чтобы снять деньги через банкомат. Впоследствии люди осознали, что «пластиком» пользоваться удобнее по ряду причин. Прежде всего, не надо ходить с кошельком. Если карта вдруг потерялась, её можно восстановить, деньги не пропадут. Вероятность несанкционированного доступа также не велика. Плюс исключено, что вам дадут сдачу фальшивыми купюрами.

«Затем появились дополнительные услуги, когда за пользование картой стали начислять бонусы. Хотя это и копейки, у клиентов банков возникает ощущение, что они сэкономили. Даже если последний фактор убрать, едва ли люди перейдут на наличные — ими платить неудобно и более рискованно», — рассуждает Солодков в комментарии для News.ru.

Клиент всегда прав

По его ощущению, никто не собирается убирать бонусные программы. С одной стороны, ритейлерам могут пойти навстречу, и размер комиссии будет снижен. Однако на ситуацию также влияет конкуренция среди банков. Клиент выбирает банк, в том числе исходя из бонусной программы.

«Я думаю, что полностью отката к наличности не будет. Сейчас наличными удобно платить лишь за некоторые специфические товары, например, на рынке, либо оплачивать покупки, связанные с высоким риском. А в сетевом магазине проще использовать карту», — говорит финансовый аналитик портала BankoDrom.ru Вячеслав Путиловский.

Не отмена, а сокращение

Действительно, продолжает он, многочисленные программы лояльности банков финансируются за счёт комиссий, получаемых со стороны ретейлеров. Но речь сегодня идёт не об отмене этих комиссий, а об их сокращении — вот ключевое слово. Кэшбэки и прочие бонусы очень влияют на людей, побуждая их выбирать карты того или иного кредитного учреждения. Отказываться от всего этого нерационально.

Сергей Булкин/News.ru

По итогам девяти месяцев 2018 года, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные ЦБ, на долю безналичных операций по банковским картам приходилось 64% всех операций, годом ранее — 56%. По словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергея Белякова, которого цитирует газета, оплата картами обходится сейчас организациям торговли примерно в 16 раз дороже, чем приём наличных денежных средств с последующей их инкассацией. Между тем, отмечает Беляков, безналичные платежи могут осуществляться с помощью разных инструментов. Например, Центробанк активно развивает систему быстрых платежей, задуманную как более дешевая альтернатива традиционным способам — через платежные системы.