15 мая 2025 в 00:00

Освенцим, болезнь Альцгеймера: какой была «укротительница тигров» Касаткина

Людмила Касаткина Людмила Касаткина Фото: Валентин Мастюков/Фотохроника ТАСС

15 мая актрисе Людмиле Касаткиной — звезде многих культовых фильмов, дебютировавшей в картине «Укротительница тигров», исполнилось бы 100 лет. Она отказывалась от дублеров, падала с лошади и ночевала в концлагере ради роли. В честь векового юбилея выдающейся артистки NEWS.ru рассказывает, каким был ее путь к славе и чем она запомнилась коллегам.

Почему Людмила Касаткина не стала балериной

Касаткина родилась в селе Новоселки Смоленской области. Когда семью раскулачили, они перебрались в Москву и поселились в сыром и тесном подвале в Борисоглебском переулке. Там будущая звезда прожила 20 лет, из-за чего заработала хронический бронхит.

В детстве Люка, как ее звали домашние, мечтала стать балериной и до 14 лет занималась в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории. Однажды она упала в обморок прямо на сцене во время спектакля. Врачи поставили диагноз «малокровие» и запретили профессионально выступать.

Касаткина нашла другой путь к сцене. Сначала она записалась в кружок художественного слова в Доме пионеров, затем училась в ГИТИСе, после окончания вуза поступила в труппу Центрального театра Советской армии (сегодня — Центральный театр Российской армии), где проработала всю жизнь и сыграла более 100 ролей.

«Я однолюбка: один сын, один муж, один театр. Сначала играла в массовке. В „Сталинградцах“ была такая сцена: последний пароход уходил через Волгу, фашисты наступали, и те, кто не попадал на пароход, оказывался под обстрелом. И я так живо представляла себе эту ситуацию, что теряла сознание прямо на сцене. Кто-то из актеров утаскивал меня за кулисы, мне давали понюхать нашатыря, и я приходила в себя. Так постепенно меня вводили в театральную жизнь, и со временем я стала играть большие роли», — вспоминала Касаткина.

Почему Касаткина отказалась от дублеров в кино

В 1954 году Касаткина дебютировала в фильме «Укротительница тигров», а затем появилась еще в 26 картинах. Среди них — «Укрощение строптивой», «Душечка», «Вызываем огонь на себя», «Принцесса цирка», «Большая перемена», «Под крышами Монмартра».

Кадр из кинофильма «Укротительница тигров». Режиссеры — Надежда Кошеверова и Александр Ивановский. Киностудия «Ленфильм», 1954 год. В роли Леночки Воронцовой — артистка Людмила Касаткина Кадр из кинофильма «Укротительница тигров». Режиссеры — Надежда Кошеверова и Александр Ивановский. Киностудия «Ленфильм», 1954 год. В роли Леночки Воронцовой — артистка Людмила Касаткина Фото: РИА Новости

«Фильмы ворвались в мою жизнь случайно. Я участвовала в трех пробах, но меня не утверждали. Думала, что дело в том, что у меня не артистический типаж — круглое лицо. Я не считаю себя красивой. Просто во мне есть изюм — какая-то штучка, которая сидит во мне и позволяет воздействовать на людей: заставляет смеяться или плакать», — говорила актриса.

В «Укротительнице тигров» Касаткина сыграла цирковую дрессировщицу. Роль требовала убедительности, и, несмотря на отсутствие циркового опыта, Людмила лично заходила в клетку к настоящим тиграм и снималась без дублеров. Этим она заслужила уважение даже у профессиональных циркачей.

Зачем Касаткина ночевала в Освенциме

Единственным мужчиной и мужем Касаткиной был кинорежиссер Сергей Колосов. Они познакомились в ГИТИСе и прожили вместе более 60 лет. По словам актрисы, он пришел на режиссерское отделение после Великой Отечественной дважды раненным солдатом и на занятия ходил в военной форме.

Колосов снимал Людмилу в каждом своем фильме. Их союз был образцовым примером взаимной преданности, понимания и любви. В 1958 году у пары родился сын — Алексей Колосов, позднее ставший джазовым композитором и музыкальным критиком.

Когда супруг Касаткиной задумал снимать картину «Операция „Трест“», то предложил жене роль террористки Марии Захарченко. Актриса вспоминала, что долгое время отказывалась от предложения, потому что всегда играла положительных персонажей и боялась провалиться, но Колосов настоял на своем.

На съемках Людмила упала с лошади и получила трещину в позвоночнике. Два месяца артистка лежала на деревянной доске и вопреки мужу вернулась к работе, закончить эпизод с лошадью. Когда ее сняли с седла, она выла от боли, но продолжила работать.

Сложнее всего Касаткиной пришлось на съемках фильма мужа «Помни имя свое». Она сыграла женщину, которую в период ВОВ во время пребывания в концлагере разлучили с ребенком. Чтобы проникнуться материнской болью и ужасами тех событий, Людмила не просто побывала в Освенциме, а уговорила сотрудников музея оставить ее там на ночь.

Актриса Людмила Касаткина вместе с мужем кинорежиссером Сергеем Колосовым Актриса Людмила Касаткина вместе с мужем кинорежиссером Сергеем Колосовым Фото: ИТАР-ТАСС

Как прошли последние годы жизни Касаткиной

В последние годы жизни Касаткина страдала болезнью Альцгеймера, что привело к расстройству памяти. После 85 лет здоровье актрисы сильно ухудшилось, в мае 2011 года ее госпитализировали с острой пневмонией. Через 10 месяцев, 11 февраля 2012-го, ее муж Сергей Колосов скончался после обширного инсульта.

Это стало для нее тяжелейшим ударом. Людмила Ивановна пережила мужа всего на 11 дней и 22 февраля 2012 года умерла в возрасте 86 лет. По словам единственного сына Касаткиной, именно смерть отца стала главной причиной быстрого ухода его мамы.

«На протяжении нескольких десятилетий у них была особая духовная связь, они по-особому воспринимали друг друга. Когда папа ушел, он быстро позвал ее к себе. Наверное, это хорошо в каком-то смысле, без него ей пришлось невероятно тяжело», — говорил Алексей.

Касаткину похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с мужем. За выдающие заслуги перед государством руководство Минобороны России распорядилось проводить актрису с воинскими почестями.

Какой Касаткину запомнили коллеги и ученики

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа:

«Людмила Касаткина передавала своим ученикам высочайшую требовательность к самим себе, которую предъявляла в первую очередь к себе».

Карен Шахназаров, режиссер:

«Мне довелось работать с Людмилой Ивановной. Она сыграла у меня в фильме „Яды, или Всемирная история отравлений“, где исполнила совершенно для нее нехарактерную роль. Обычно она играла героинь, а тут была фарсовая, характерная работа. Это было огромное удовольствие и испытание — с ней работать. Людмила Ивановна — это целый мир.

У нее был свой стиль, фантастический темперамент и голос, который завораживал. Она занималась на площадке всем: роль, костюм, грим, прическа. Конечно, я лично знал и Сергея Колосова. Мне кажется, в их паре именно она была мотором. Она в принципе становилась мотором везде, где оказывалась».

Актриса Людмила Касаткина (Мод) и режиссер Андрей Житинкин во время репетиции спектакля «Школа любви» по пьесе К. Хиггинса, 2006 год Актриса Людмила Касаткина (Мод) и режиссер Андрей Житинкин во время репетиции спектакля «Школа любви» по пьесе К. Хиггинса, 2006 год Фото: Александр Куров/ИТАР-ТАСС

Андрей Житинкин, режиссер:

«Она про себя говорила так: „Ко мне зрители приходят заряжаться, как от батарейки“. Людмила Ивановна же была небольшого роста, но брала огромный зал Театра Армии своей энергетикой. Ее голос было слышно везде.

А какая любовь была между ней и Сергеем Колосовым! Он же был на каждом ее спектакле. Для него специально оставляли крайнее левое место в первом ряду. И когда Касаткина выходила на сцену, то в первую очередь стреляла именно туда глазами».

Михаил Богдасаров, актер, ученик Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова:

«Наш курс был первый у них. Помню, нас поразило, что они друг друга называли на „вы“. Хотя мы знали, что они муж и жена и что наедине Сергей Николаевич называл ее „Люкочка“. Когда Касаткина снималась в его фильмах, он был очень требовательным к ней. Они в этот момент не были мужем и женой. Было видно, что ей тяжело, что она переступает через себя, ведь Касаткина — очень волевой человек. Но на площадке она — актриса.

„Помни имя свое“ для меня — вершина. Хотя все работы потрясающие. На сцене она великолепно сыграла в „Оптимистической трагедии“. В ней было столько силы и боли. Ведь это история про женщину, которая сумела починить себя в революцию. На сцене никто не играл в поддавки. Это было потрясающе!»

Анна Богарт, актриса ЦАТРА и ученица Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова:

«Касаткина говорила: „Театр строится на растоптанном самолюбии“. Это действительно так и относится не только к театру, но и к жизни. Благодаря ее советам мое самолюбие никогда не будет растоптано. Она работала безупречно, осознанно и самозабвенно. Ведь у артиста рабочий инструмент — это он сам. И она его использовала с величайшим мастерством».

Читайте также:

Смывала кровь с рубашек Миронова, а Ширвиндт ревновал: как живет Голубкина

Рак, пролежни, отказ от помощи близких: как живет Лариса Голубкина

Три мужа, аборт, рак после «Ночного дозора»: как сложилась судьба Марковой

Сын на СВО, смерть невестки, суды с сестрой: куда пропала Мария Шукшина