Легенда французского кино, неисправимый сердцеед и любимец публики Жан-Поль Бельмондо 9 апреля празднует 85-й день рождения. «Золотой парижский мальчик» родился в семье скульптора и художницы и с детства был очарован театром. Однако в подростковом возрасте будущий актёр неожиданно увлёкся боксом — ему он посвящал почти всё своё свободное время и даже планировал стать профессиональным спортсменом. Однако любовь к искусству пересилила, и Бельмондо поступил в консерваторию на драматическое искусство. Пристрастие к боксу, впрочем, никуда не делось — актёр прогуливал занятия, дрался. Преподаватели ставили крест на его карьере, говоря, что с такой «бандитской рожей» актёру просто нельзя обнимать на сцене женщину. Но за годы учёбы Бельмондо совершенно переменился и впоследствии стал одним из самых известных в мире актёров.

Он снимался в комедиях, драмах, детективах, артхаусе, одинаково мастерски воплощал образы шпионов, отъявленных негодяев и пылких влюблённых, всегда сам выполнял все каскадёрские трюки и только в 81 год объявил о завершении карьеры. На его счету — почти сотня ролей в кино. News.ru отобрал самые яркие кинообразы Бельмондо.

«На последнем дыхании», 1960 год. Режиссёр — Жан-Люк Годар

Кадр из фильма «На последнем дыхании»Фото: Impéria Films, Société Nouvelle de Cinéma Кадр из фильма «На последнем дыхании»

Роль в полнометражном дебюте отца французской «новой волны» Годара стала первой успешной в карьере Бельмондо.

«Наверное, я угадал нужный момент. Пришёл в искусство со своим перебитым носом, разболтанностью, в простой куртке. И меня приняли. Для кино началось новое время», — так актёр вспоминал начало своей карьеры.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

«На последнем дыхании» описывает злоключения вора и прожигателя жизни Мишеля Пуакара. Он не задумывается о последствиях своих поступков и живёт одним днём, но однажды случайно убивает полицейского и сталкивается с чередой неприятностей, постепенно понимая, что за всё приходится платить. Фильм снимался без сценария, режиссёр бесконечно импровизировал на съёмочной площадке и давал такую же свободу актёрам. Бельмондо впоследствии признавался, что никогда более не ощущал такой свободы на съёмках: он был уверен, что фильм не выйдет, и позволял себе кривляться и бесчинствовать. Но картина не просто вышла — она стала его счастливым билетом в жизнь популярного актёра.

«Безумный Пьеро», 1965 год. Режиссёр — Жан-Люк Годар

Кадр из фильма «Безумный Пьеро»Фото: Dino de Laurentiis Cinematografica Rome Paris Films Société Nouvelle de CinématographieКадр из фильма «Безумный Пьеро»

Впоследствии Бельмондо ещё несколько раз снимался у Годара. Последней их совместной работой стал «Безумный Пьеро». По сюжету герой Бельмондо бросает богатую жену и на угнанном автомобиле, набитом деньгами мафии, сбегает к морю с няней своего ребёнка. Влюблённые прячутся на безлюдном острове, однако их ждёт не красивая сказка, а ссоры и непонимание.

Актёрская работа Бельмондо в «Безумном Пьеро» сегодня признаётся одной из самых сильных в его карьере. Однако в 1965 году критики картину не приняли — создателей ругали за большое количество насилия и крови. Годар тогда сказал свою знаменитую фразу: «Это не кровь, просто красное». Однако Бельмондо после этой картины фактически перестал сниматься в артхаусе и сосредоточился на массовом кино. Высоколобые критики говорили, что актёр «умер после "Безумного Пьеро"». Однако сам Бельмондо объяснял это так: он выбирал картины, которые могут вызвать восторг у публики, а не те, что понравятся «кучке снобов».

«Борсалино», 1970 год. Режиссёр — Жак Дере

Кадр из фильма «Борсалино»Фото: «Cinema Prestige»Кадр из фильма «Борсалино»

В криминальной драме Жака Дере компанию Бельмондо составила другая легенда французского кино — Ален Делон. Актёры сыграли друзей-гангстеров, которые по ходу пьесы из мелких бандитов превращаются в главных мафиози Марселя. Картина «Борсалино» имела оглушительный успех — критики пели осанны актёрским талантам Делона и Бельмондо, а публика штурмовала кинотеатры.

Однако были у фильма и негативные последствия: он, по легенде, навсегда рассорил Бельмондо и Делона. Последний настоял на том, чтобы на афише вместо фразы «Бельмондо и Делон в фильме "Борсалино"» оставили только его фамилию, и Жан-Поль такого, конечно, ему не простил. Хотя вскоре они помирились, и Бельмондо заявлял, что ревности между ним и Делоном никогда не было и они всегда оставались друзьями.

«Великолепный», 1973 год. Режиссёр — Филипп де Брока

Кадр из фильма «Великолепный»Фото: NeoclassicaКадр из фильма «Великолепный»

Ролью в «Великолепном» Бельмондо доказал, что может играть не только в криминальных драмах, но и в комедиях. «Великолепный» — пародия на западные боевики о секретных агентах (в первую очередь — о Джеймсе Бонде). Главный герой — автор криминальных рассказов о неуловимом супершпионе (обе роли сыграл Бельмондо). Реальная жизнь писателя скучна и уныла, но в романах он перевоплощается в непобедимого героя и любимца женщин, для которого нет ничего невозможного.

«Великолепный» был невероятно успешен в прокате, а Бельмондо впоследствии говорил, что в его карьере эта роль стала одной из любимых. Кроме того, «Великолепный» подарил миру знаменитого французского диджея Боба Синклера (так звали персонажа рассказов) — музыкант выбрал себе этот псевдоним в честь героя Бельмондо.

«Профессионал», 1981 год. Режиссёр — Жорж Лотнер

Кадр из фильма «Профессионал»Фото: Cinema PrestigeКадр из фильма «Профессионал»

Настоящего шпиона Бельмондо сыграл много позже — в ленте «Профессионал» он воплотил образ французского секретного агента, получившего задание убить президента одной из африканских стран. Однако политика внезапно меняется, и героя сдают африканским властям. Бывший секретный агент отправляется на каторгу, но сбегает и возвращается на родину, чтобы довести задание до конца.

Работа в «Профессионале» стала для Бельмондо большим драматическим достижением — здесь он показал себя актёром, способным глубоко прочувствовать персонажа. Картина снискала признание и у критиков, и у публики. Кроме того, «Профессионал» принёс мировую известность музыкальной теме Chi Mai, написанной композитором Эннио Морриконе для сериала BBC, но зазвучавшей на весь мир только после фильма с Бельмондо.