Американский эксперт по тосканской живописи Жан-Пьер Исбу считает, что копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи в бельгийском аббатстве Тонгерло могла быть написана при участии самого мастера. Она является лучшей из всех известных реплик оригинальной фрески из трапезной монастыря в Милане.

Эта копия намного ближе к оригиналу, чем версии, которые я видел в Лондоне и Париже. Реплика из Тонгерло приписывается его ученику Андреа Солари, но я почти уверен, на 85% даже, что да Винчи сам вынул свои кисти, чтобы её сореализовать, — сказал Исбу в интервью Het Laatste Nieuws.

Определяющим маркером для исследователя стало характерное написание образа апостола Иоанна. Вероятно, он был нарисован художником без эскиза, но да Винчи столько раз запечатлевал его, что спутать авторскую манеру невозможно, считает эксперт.

Исследователь намерен с помощью науки получить более убедительные доказательства своей догадки. Сейчас учёные Института микроэлектроники и компонентов из фламандского города Левена изучают реплику в Тонгерло, используя при этом гиперспектральную камеру.

Мы отсканировали четырёх персонажей, а именно апостолов Андрея, Иоанна и Иакова, и самого Иисуса. В частности, мы сканируем одно и то же изображение 150 раз под фильтром разного цвета, а затем соединяем эти изображения. Таким образом можно обнаружить эскизы или реконструкции, невидимые невооружённым глазом, — говорит руководитель научной группы Вутер Шарль.

Результаты работы станут известны в ближайшие несколько месяцев.

Фреску в Тонгерло датируют 1507 годом. Аббатство приобрело «Тайную вечерю» в феврале 1545 года у наследников некоего Иоанна Леграна.

Ранее News.ru писал, что самая дорогая картина в мире может оказаться подделкой. Речь идёт о полотне Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Она была продана за $450 млн в 2017 году. Однако некоторые эксперты считают, что настоящая цена работы не превышает и $1200. Так, искусствовед Бен Льюис уверен, что Национальная галерея Лондона сознательно ввела участников торгов в заблуждение, не сообщив, что специалисты не единодушны в оценке подлинности произведения. Из пяти оценщиков только двое признали, что полотно настоящее, один заявил, что оно поддельное, оставшиеся не смогли однозначно ответить на этот вопрос.