Мать 13-летней петербурженки Василисы рассказала в интервью Елене Погребижской, почему не считает достаточным срок для убийц ее дочери. Двое подростков расправились с девочкой, с которой ранее дружили, просто из желания кого-то убить. NEWS.ru рассказывает о том, как мать погибшей школьницы пережила утрату и как продолжают защищаться убийцы девочки.
«Если я не заплачу, это не сбудется»
Тело 13-летней Василисы нашли 2 мая 2023 года. К тому моменту фигуранты дела — 16-летний Илья Татаринов и 15-летняя Анфиса Румпан — уже дали признательные показания. В первый день после исчезновения Васи (так ее звали друзья и домочадцы) подростки изображали озабоченность по поводу того, что девочка ушла из дома и отправила матери тревожное сообщение: «Люблю тебя, мать, спасибо за все».
Позже следствие выяснило, что Анфиса и Илья за 20 дней до преступления купили лопаты, а за 10 дней недалеко от ЖК «Чистое небо» вырыли яму, в которую в итоге сбросили убитую Василису. 2 мая Илья в своем Telegram-канале признался, что он убийца и сообщил о намерении покончить с собой. Он написал своим родителям сообщение с соболезнованиями, но в итоге так и не решился на суицид. Параллельно на телефон мамы Васи Олеси пришел скрин из канала Ильи, в содержание которого она отказывалась верить.
«Когда пришел этот скрин, я тут же его переслала полиции. Сидела на кухне с этим сообщением в телефоне и даже не могла заплакать, потому что у меня было ощущение, что, если я заплачу, значит, я поверила. А если я поверила, значит, это правда. И как будто если я не заплачу, то это не сбудется», — рассказывает Олеся.
«Это очень прикольно и занимательно»
В злополучный день, 30 апреля, Василиса обманула маму. Она отпросилась у нее на ночевку к подруге. Оказалось, что на этом настояли ее новые друзья — Анфиса и Илья. Они позвали девочку на запись дружеского интервью в ночном лесу. Илья тогда представлялся всем именем Демьян, оно ему нравилось больше своего паспортного имени. Мама Васи полагает, что девочка была влюблена в юношу. Сам он тоже восхищался Васей, отмечая ее доброту и позитивное отношение к жизни. Тем ужаснее звучат мотивы Ильи, который утверждал, что хотел убить кого-то, кто лучше него.

Илье было важно, чтобы убийство было запечатлено на видео. В итоге эти кадры как-то оказались в Сети, а перед признанием убийца даже скинул фотографии трупа Васи ее старшей сестре. Родственники через правоохранителей добивались, чтобы все копии видеозаписи с убийством ребенка были удалены из Сети. Елена Погребижская видела видео, а в своем фильме лишь пересказала сюжет этого ролика.
«Илья и Анфиса спрашивают у Васи, что бы она сказала своим близким. Василиса отвечает, что просто обняла бы их. Девочка сидит на пледе, справа от нее Илья, рядом с ним рюкзак. Илья спрашивает Анфису, попадает ли он в кадр. Анфиса говорит: „Все нормально, давай“. Они продолжают интервью, Анфиса просит Васю смотреть в камеру, чтобы Вася не видела, как Илья в это время достает из рюкзака молоток, а потом начинает бить, останавливается, слышен голос Анфисы: „Давай еще“. Когда все закончено, Илья произносит: „Я убил ее, она мертва, это очень прикольно и занимательно в своем роде“», — пересказывает Погребижская.
Спокойный голос Анфисы и ее последовательность в этом процессе играли против утверждений, которыми она защищала себя в суде. Школьница говорила, что считала шуткой все планы Ильи, а продолжила снимать убийство, поскольку боялась, что подросток расправится и с ней.
Дневник психопата
В ходе следствия выяснилось, что за десять дней до убийства Илья перестал принимать препараты, которые ему выписал психиатр. Уже с 12 лет мальчик отмечал за собой стремление к жестокости. В своем дневнике, который изучали судебные эксперты, в 2019 году он писал, что не может справиться с чувством ненависти к окружающим.
Уже к 14 годам мысль об убийстве стала постоянной. У него было желание узнать, может ли он просто так убить человека. Однажды после очередной вспышки агрессии и ненависти к людям Илья взял молоток и пошел на улицу с намерением убить им первого встречного. Это было за год до его знакомства с Василисой. Была ночь, и никто ему не встретился, но самого Илью очень напугал его поступок. Тогда он сам попросил родителей отвести его к психиатру.
После ареста Илья признался, что всю жизнь чувствовал себя лучше и выше всех остальных людей. Но хотел узнать, насколько низко он может опуститься на моральное дно. И для него способом узнать это стало убийство. Еще он признавался, что никогда не любил людей, которые были лучше его. Может быть, поэтому он и выбрал Василису.
При этом оба фигуранта дела в итоге признаны вменяемыми на момент совершения преступления. Анфиса была приговорена к шести годам колонии, а Илья — к семи. До совершеннолетия они отбывают срок в детской исправительной колонии. Судья после вынесения этого вердикта подала в отставку.

Хотят сменить фамилии?
Мать Василисы Олеся считает приговор мягким, но обратная сторона не согласна с этим — родители тинейджеров подали апелляцию на судебное решение. Неясно, как скоро они перейдут во взрослую колонию из-за того, что они еще не получили среднее высшее образование. Пока рассматривается апелляция, каждый день в СИЗО засчитывается подросткам за полтора.
«И, кстати, это смягчающим обстоятельством является для суда, что они продолжают обучение. Я напомню, что Василиса не продолжает обучение. <...> Учитывая, что они выйдут, и у них еще вся жизнь будет впереди, этот срок вообще ни о чем», — отмечает Олеся.
Адвокат Олеси также поделилась с ней, что в судебных коридорах слышала, как родители убийц обсуждали, как продолжится жизнь их детей после освобождения. В том числе среди реплик прозвучала идея сменить фамилию осужденных, чтобы позже они смогли построить семьи, не тяготиться своим прошлым.
Криминалист Евгения Крюкова в разговоре с Погребижской отметила, что подросток, совершивший убийство, оказавшись на свободе, вряд ли оставит свои деструктивные желания.
«Использование видеокамеры в преступлении говорит об особой опасности и с намерением демонстрации совершенного, с пересмотром, наслаждением от своих действий, то есть нежелание останавливаться. Подобные действия с видео свойственны особенно жестоким лицам, преступникам, которые собираются регулярно совершать преступления», — говорит Крюкова.
Читайте также:
«В телефоне номера проституток»: таксиста-«импотента» обвинили в насилии
С больничной койки на нары: чего боится мать изувеченной в Дубае модели
«Мозоль на губе»: Олеся Малибу рассказала, как пережила изнасилование
«Горячий флирт»: правозащитники отправили девочку на собеседование в вебкам
На Урале клиент изнасиловал проститутку
«Галю увел дядя»: оператор заманил шестилетнюю девочку куклой и изнасиловал