В Белоруссии активно обсуждаются возможная отставка главы МИДа республики Владимира Макея и его конфликт с президентом Александром Лукашенко. Показательно, что в России чиновник, возглавляющий внешнеполитическое ведомство республики с 2012 года, считается одним из самых прозападных политиков, сторонником националистов и противником дальнейшей интеграции с Москвой.
Макей против Батьки
Распространённая 1 апреля Telegram-каналом «Компромат Беларусь» новость о возможной отставке главы белорусского МИДа Макея многими была воспринята как первоапрельская шутка, однако информация до сих пор обсуждается в белорусском сегменте Интернета и в экспертном сообществе. Канал со ссылкой на собственные источники сообщил, что причина возможной отставки министра — системная дезинформация белорусского президента аналитиками МИДа. Так, со стороны ведомства Макея Лукашенко якобы поступали неверные сведения о статистике по внешнеэкономической деятельности, об условиях контракта Белоруссии с КНР и, наконец, недостоверный прогноз относительно апрельских выборов президента Украины, якобы «подставивший» главу государства. Во время ежегодной пресс-конференции 1 марта Лукашенко заявил, что на президентских выборах во втором туре победит действующий президент Пётр Порошенко. Однако сейчас большинство опросов отдают предпочтение шоумену Владимиру Зеленскому, уверенно обошедшему Порошенко в первом туре.
У Макея сложилась репутация политика, который сделал ставку на поддержку Запада и белорусских националистов при сохранении доверия Лукашенко. Это сделало главу МИДа популярным среди некоторых представителей белорусской оппозиции, которые видят в нём альтернативу Лукашенко. Экспертами высказывались предположения, что министр лично контролирует деятельность ведущих оппозиционных блогеров, которые сейчас замалчивают сообщения о возможной отставке. Кроме того, есть мнения, что Макей наоборот периодически сам просится в отставку — якобы для того, чтобы стать главным кандидатом от оппозиции на выборах президента Белоруссии, намеченных на 2020 год.
Андрей Суздальцев, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ:
Большинство Telegram-каналов о белорусской внутриполитической повестке находятся под контролем правительства, поэтому просто так какие-то новости там редко появляются. Отношения между Лукашенко и Макеем сейчас довольно простые: президент видит в главе МИДа человека, который может сместить его после «цветной революции» в Белоруссии. Макей привычен и удобен для Запада, хотя на словах глава МИДа заявляет о приверженности идеям Союзного государства с Россией.
Самый антироссийский политик в белорусской власти
В России также систематически критикуют Макея за «прозападную» и «антироссийскую» позиции. В частности, эксперты обращают внимание на систематические попытки политика снова «подружиться» с Вашингтоном. Так, в январе 2019-го Макей заявлял о возможности возвращения в Минск американского посла, высланного из белорусской столицы в 2007 году. Он пригласил американских дипломатов в белорусскую столицу на фоне осложнившихся отношений с Россией по вопросу «налогового манёвра».
Макею ставят в вину и активную пропаганду «белорусской мовы» (министр читал в телеэфире стихи на родном языке и появлялся на публике в «вышиванке»), контакты с белорусскими националистами, а также регулярные визиты на Запад, где он говорит об интеграции республики в европейскую цивилизацию. В частности, в марте 2018-го Макей совершил рабочий визит в Лондон, где встретился с тогдашним главой Форин-офиса Борисом Джонсоном и двоюродным братом королевы Елизаветы II принцем Майклом Кентским. Поездка была совершена во время ухудшения двусторонних отношений России и Великобритании из-за дела Скрипалей, и поэтому многие российские наблюдатели восприняли британский вояж белорусского министра как откровенный демарш.
В то же время сам Макей сформулировал «многовекторную» внешнеполитическую линию республики в интервью телеканалу Euronews в марте 2018-го.
С экономической точки зрения сегодня мы сильно зависим от России. Именно поэтому перед нами стоит задача диверсифицировать отношения, в первую очередь экономические, — сказал министр и добавил, что основная цель Минска — стать полноправным членом семьи европейских демократий.
После этого интервью некоторые российские эксперты увидели в главе МИДа предполагаемого преемника Лукашенко и главного «западника» в белорусской элите, который окончательно направит Белоруссию «по пути Украины» — возьмёт курс на разрыв с Россией и евроинтеграцию. Аналитиков также насторожил тот факт, что Макея, ранее возглавлявшего администрацию президента Лукашенко и входившего в западные санкционные списки, в последние годы радушно принимают в Евросоюзе.
В то же время президент Лукашенко неоднократно вмешивался в ситуацию — он предостерегал российские СМИ от нападок на Макея и заявлял, что запрос на нормализацию отношений с Западом исходит не от главы МИДа, а непосредственно от него.
Вы уже читали (на российских сайтах), что Макей тут главный враг. Якобы он, а не Лукашенко ведёт Беларусь на Запад. Он человек деликатный: если что-то где-то напишут, начинает переживать, волноваться, мне не говорит, молчит. Никакой Макей без согласия президента не ведёт переговоры ни в Брюсселе, ни в Берлине, ни в Вашингтоне, — говорил президент республики.
Таким образом, независимо от того, являются ли слухи о конфликте между Макеем и Лукашенко правдой или нет, фундаментальных изменений во внешнеполитической линии Белоруссии ожидать не следует. А Москве, выстраивая диалог с ближайшим западным соседом, следует иметь в виду, что дальнейшее осложнение отношений с США и ЕС не в интересах Минска.
Андрей Суздальцев, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ:
Конфликты между Макеем и Лукашенко происходят постоянно. Бывали случаи, когда эти ссоры предавались огласке. Дело в том, что роль Макея в белорусской политике куда более серьёзная, чем роль просто министра иностранных дел. Он своего рода канцлер при кайзере: его влияние ощущается как среди белорусской оппозиции, так и в сфере культуры, пропаганды белорусского языка и внутренней политики в целом. Президент понимает это и стремится контролировать деятельность Макея. Но от себя главу МИДа Лукашенко не отпустит, и никакую отставку он не примет — в противном случае Макей станет откровенно оппозиционным прозападным политиком. Но и самому министру пока нет никакого смысла уходить в отставку. Думаю, что за сообщением об отставке Макея стоят какие-то силы, желающие приструнить главу МИДа, чтобы лишний раз не злить Москву.