4 сентября актеру Виктору Бычкову, сыгравшему егеря Кузьмича в фильме режиссера Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты», исполняется 70 лет. Артиста начали узнавать на улицах страны после выхода картины. За драму «Кукушка» Бычков получил Государственную премию из рук президента России. Актер по-прежнему активно играет в театре и снимается в кино. Накануне юбилея Виктора Николаевича NEWS.ru поговорил с его женой Полиной Бычковой-Белинской. Подробности — в эксклюзивном интервью.
На что пошел Бычков ради жены
— Полина, как вы познакомились с мужем?
— Нас пригласили в одну антрепризу при театре имени Ленсовета. И я, и Виктор Николаевич там служили. Правда, он раньше меня туда пришел. У нас с ним большая разница в возрасте — 24 года. Было лето, продюсер предложил репетировать в санатории «Дюны», и нам сняли там номера. По вечерам мы жарили сосиски, пили вино, общались и в разговорах о спектакле, его создании и зародилось наше с Виктором Николаевичем чувство. Витя вспоминал смешную историю, как он поехал на море в первый раз и не стал купаться, потому что стеснялся своих худых длинных ног. Это было очень трогательно.
И на почве моря, которое в моей жизни тоже было не так часто (в первый раз я поехала туда перед первым классом), мы разговорились. Поняли, что у нас есть общая тема — фильм «Начало» с Инной Чуриковой, начали петь песню из него, целовались и обнимались. Так закрутился наш служебный роман, который потом продолжился.
— С театром имени Ленсовета у Виктора были особые отношения. Это правда, что ради вас он ушел из него?
— Мой руководитель Владислав Борисович Пази (бывший худрук театра им. Ленсовета. — NEWS.ru) ставил пьесу «Гедда Габлер», и в театре не было актера на роль Йогана Теслера. С моей подачи он пригласил Виктора Николаевича в театр. Бычков вернулся туда после перерыва в 17 лет и несколько лет играл профессора Йогана. Владислав Борисович скоропостижно скончался, и к власти пришел исполнительный директор. «Я тоже имею отношение к искусству, я играл на трубе в духовом оркестре», — заявлял он.
Я подписывала письма у актеров, чтобы нам побыстрее назначили художественного руководителя. Меня уволили за прогул, по статье. Виктор, увидев приказ, тут же подал заявление, и и. о. директора сразу его подписал. Выбор в театре был сделан в пользу Валерия Градковского (по сей день является его директором. — NEWS.ru), а не Виктора Бычкова, с чем я их и поздравляю.
Как Бычков спас жену после инсульта
— Виктор Николаевич — актер, вы — режиссер-постановщик, полагаю, властный и командующий человек на площадке. Не переносится ли это в семью и не мешает ли в отношениях с мужем?
— Поскольку мы уже давно вместе, нас все устраивает. Виктор Николаевич любит играть и исполнять, а я люблю придумывать проекты, создавать новые миры и руководить. «Всем сестрам по серьгам», каждый занимается тем, что ему нравится.
— В 2019 году у вас произошел инсульт. Муж помог вам выкарабкаться из тяжелой ситуации?
— В конце августа 2019 года у меня случился инсульт. Виктор тогда был на премьере сериала «Жуки», сейчас он находится на съемках четвертого сезона, который будет называться «Новые Жуки». Слава богу, что дома были моя мама и наш сын Добрыня. Они вызвали мне скорую помощь, которая быстро приехала. Многие люди не понимают, почему, когда инсульт, нужно немедленно вызвать врачей. Чем больше времени проходит, тем больше распространяются погибшие клетки, тем больше зона поражения.
Меня очень быстро доставили в больницу, сделали МРТ и «с колес» провели трепанацию. Всю кровь в первый раз собрать не смогли: у меня было большое кровоизлияние, вылилось 80 миллилитров крови, тогда как 40 миллилитров считаются смертельными. Я тогда «умерла два раза». Меня погрузили в искусственную кому на четыре дня. Виктор был в Москве и ничего не знал, он пытался все это время до меня дозвониться. Когда к моему телефону подошел крестный нашего сына Денис, Витя не мог понять, что происходит. Мужу объяснили, что мне сделали операцию и можно только молиться за меня.
В ночь Виктор приехал в Петербург, молился и общался с моим врачом. Во второй раз медикам удалось собрать всю кровь. Никто не знал, какие будут последствия: может быть, я не буду никого узнавать или не смогу говорить. Но на моем интеллекте это, к счастью, никак не отразилось, у меня только пропали вокальные способности: раньше я брала три октавы, а сейчас не могу попасть ни в одну ноту.
У меня парализация левой ноги и руки. Пять лет я регулярно занимаюсь с тренерами ЛФК, очень эффективные индивидуальные занятия гидрокинезотерапией с тренером в бассейне, дважды в неделю ездим на них на другой конец города, дважды в неделю делаю массаж на дому. Виктор все это оплачивает, содержит меня, мою маму и нашего общего сына-школьника.
Моя пенсия как инвалида первой группы — 20 тысяч рублей, у него такая же. Если бы не кино и частные выступления, реабилитация была бы нам недоступна. У меня большой прогресс: могу пройти по квартире с тростью, но по улице я пока передвигаюсь на коляске.
Очень хочется путешествовать. Я подарила Виктору к 70-летнему юбилею от нашей семьи весной поездку в Японию. Он путешествовал с сыном, я не поехала, чтобы не быть обузой. На днях мы купили электрическую коляску за 190 тысяч, сейчас у меня парализованными остались стопа и кисть, остальное мы уже более-менее привели в норму.
Чем закончились суды Бычкова с НТВ
— В 2023 году суд обязал вашего мужа выплатить 715 тысяч телеканалу НТВ за отказ от съемок в программе «Секрет на миллион», в которой вы должны были появиться вместе после вашего инсульта. Удалось ли оспорить решение или договориться с каналом?
— Они пока от нас не требуют денег, но над нами как дамоклов меч висит эта сумма. Плюс мы еще потратили 120 тысяч на суды с ними. Во всех газетах писали, что Виктор что-то получил, но он ни копейки не получил. Плюс они забрали себе весь видеоматериал, который заранее отсняли, и то, что я им высылала. Я общалась тогда с их человеком, который доводил меня до истерик. Объясняла, что у меня на носу операция по установлению пластины, что я боюсь упасть и разбить голову. У меня от нервов повышалось давление.
Я плохо представляю, как ехать на инвалидной коляске на поезде, да и в «Останкино» нет оборудованных туалетов для инвалидов. Я много раз говорила, что меня невозможно транспортировать в Москву. Сейчас они выиграли суды, но мы можем подать в Верховный суд как в последнюю инстанцию.
Что известно о сыне Бычкова
— Вашему общему с Виктором сыну Добрыне 16 лет. Думает ли он пойти по стопам отца?
— В 2023 году сын освоил гитару, на день рождения мы подарили ему электрическую. Он собирается готовится к поступлению в театральный институт. Добрыня играл в Музыкальном театре детей Марины Ланда и Сергея Васильева, автора песен для «Смешариков», пока у него не начал меняться голос. С этого года он собирается вернуться. Они регулярно играют спектакли на Новой сцене Александринки. Надеюсь, что он скоро присоединится к коллективу, который очень любит.
— Какой фильм супруг считает самым значимым в своей актерской карьере?
— Несомненно, «Кукушку». Это была его идея, он это придумал, когда работал с Вилли в Финляндии. Только в нашей стране может быть такое: человек снялся в самом кассовом фильме 1990-х, который принес деньги продюсерам и прочим, два года кормил «Ленфильм» и при этом сидел без денег и работы.
С одной стороны, у него не было работы ни в театре, ни в кино, с другой — он не мог заниматься извозом, потому что его все узнавали. По приглашению Вилли Хаапасало он поехал в Финляндию, там они работали у его отца: утром развозили молоко, днем резали багеты, а вечерами играли в театре «Старое яблоко» в «Записках сумасшедшего». Вилли — Поприщина, а Виктор сам себе придумал роль: он в образе санитара встречал финнов, разговаривал с ними на русском языке, и у них возникла дилемма: мы не понимаем санитара, но понимаем сумасшедшего Поприщина. И в таком случае — кто мы такие?
Почему Бычков поссорился с Хаапасало
— Почему он больше не общается с Вилли Хаапасало?
— К сожалению, больше 16 лет мы не общаемся с ним. Причины — человеческие и финансовые. У Виктора было несколько совместных рекламных проектов с Вилли. Однажды мы увидели смету, и нам очень не понравилось распределение финансов: Хаапасало и финская компания забирали себе намного больше, чем выделялось на актеров. После этого Виктор прекратил с Вилли дружеские отношения.
— Виктор Николаевич поддерживает приятельские отношения с актерами из фильмов «Особенности...»?
— У него приятельские отношения с милиционером — с Сергеем Гусинским, он не актер, а звукорежиссер. Они созваниваются, видятся крайне редко — Сергей живет в Москве. Виктор хорошо относится к Александру Половцеву, который играл в сериалах «Улицы разбитых фонарей» и «Восьмидесятые».
— На 2024 год был запланирован фильм с участием вашего мужа «Особенности национальной больницы». Это продолжение франшизы?
— Фильм уже был показан на Выборгском фестивале, но эта история не имеет отношения к «Особенностям...». Это фильм по сценарию Александра Рогожкина, который изначально назывался «Волонтер». Продюсер Алексей Учитель переименовал его в последний момент.
У нас с Виктором есть разработанный синопсис продолжения «Особенностей национальной охоты» как сериала. В 2000-х годах Эрнст и Максимов обратились к Рогожкину, чтобы он написал сценарий 20-серийного сериала, первая его серия была снята как телефильм «Особенности национальной охоты в зимний период» и даже получила ТЭФИ. Но продюсеры разругались, и проект не состоялся. Сценарий сериала устарел, мы его переработали и пытаемся продвинуть на ТНТ.
Как Кузьмич «кормит» семью актера
— С одной стороны, Кузьмич сделал актера Бычкова известным, с другой — стал неким ярлыком. Какое у него сейчас восприятие этой роли?
— Был момент, когда его очень задевало, что все его считают Кузьмичом, но потом все изменилось. Кузьмич остался сам по себе, и он до сих пор приносит дополнительный доход. Обеспеченные люди — либо охотники, либо рыбаки и любят заказывать корпоративные мероприятия с народным егерем. Мы в семье иронизируем, что Кузьмич — наш кормилец.
Было время, когда я сидела как режиссер без работы и у Виктора не было ролей, и мы создали туристический маршрут в «Рускеалу»: «Национальные особенности Карелии или путешествие к егерю Кузьмичу». Можно было съездить туда на один день, экскурсовод в костюме охотника вел трассовую экскурсию, я придумала звуковое и видеосопровождение, в парке у каньона группа встречалась с легендарным егерем Кузьмичом, они пили глинтвейн, проходили маршрут, был небольшой шуточный квест.
Потом был ужин из блюд карельской кухни с вокальной и игровой программой. Мы специально держали скромную цену на путевки, чтобы как можно больше петербуржцев и гостей города могли позволить себе эту поездку. Программа кормила нашу семью около двух лет.
— Вы вдвоем — настоящий творческий тандем.
— Это действительно так, мы не только муж и жена, мы — союзники. Сейчас мы выпускаем книгу «РассКузики», она выйдет в сентябре к 70-летию Виктора Николаевича. В ней будет много авторских иллюстраций и фотографий, нигде раньше не опубликованных.
— 70 лет — цифра немаленькая. Как ваш муж относится к своему возрасту?
— Возраст — это физическое состояние. Он очень испугался, когда у него начались приступы подагры, потому что это очень противная штука — болезнь обмена веществ. Виктор исключил острое, соленое, не пьет уже больше пяти лет, и эта болезнь его больше не беспокоит.
Читайте также:
«Они боятся»: Герасимов об «отмене» русской культуры, Гурченко и театре
Елена Цыплакова: «Вымолила маму с четвертой стадией рака»
«Сравнивал себя с братом»: алкоголизм и поздняя слава Антибиотика Борисова