Правящая партия Японии определилась с преемником премьер-министра Синдзо Абэ. Новым лидером политического движения избран генеральный секретарь кабинета министров Ёсихидэ Суга, 16 сентября ожидается утверждение его в должности главы правительства. Как замечают эксперты, во внешней политике Суга не искушён — всю жизнь он занимался внутренними проблемами Японии. Но в отношениях с Россией ему предстоит решать ещё более сложные задачи, чем его предшественнику.

Политическая карьера Ёсихидэ Суги началась в 1980-х, однако до недавнего времени секретарь кабинета министров держался в тени. Общенациональную известность и прозвище Дядюшка Рэйва Суга получил, когда в апреле прошлого года на всю страну объявил название новой эры — эры Рэйва.

В отличие от предшественника Синдзо Абэ, происходящего из влиятельного политического клана, Ёсихидэ Суга — человек из народа. Его отец владел фермой в префектуре Акита и выращивал клубнику — особый позднеспелый сорт, пользовавшийся популярностью у жителей городов. В детстве Суга помогал отцу на грядках, но желания унаследовать семейный бизнес не проявлял. После школы он, по собственному признанию, буквально бежал из дома, чтобы найти работу в Токио. В 1969 году поступил в Университет Хосэй, а чтобы оплатить учёбу, подрабатывал то охранником, то младшим сотрудником в редакции газеты.

Проработав несколько лет помощником депутата парламента, в 1987 году Суга успешно избрался в городской совет Иокогамы. Но на общенациональный уровень политику удалось выйти почти случайно. В 1996 году сын уходящего на пенсию депутата парламента, которому он собирался передать своё кресло, внезапно скончался, и у Суги появился шанс занять вакантное место. Там он сблизился с будущим премьер-министром Синдзо Абэ и получил пост министра внутренних дел во время его первого срока в 2006–2007 годах. После того как Абэ в 2012-м вернулся в премьерское кресло, Суга получил назначение на должность генерального секретаря кабинета министров.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

За время работы в правительстве он зарекомендовал себя как трудоголика и жёсткого начальника: не согласные с ним быстро покидали его офис.

Люди меня боятся, но я очень хорошо отношусь к тем, кто усердно работает, — пояснил свою позицию генсек на недавних партийных дебатах.

Остаётся неясным, как долго новому премьеру удастся занимать свою должность. Он пришёл к власти из-за досрочного ухода Синдзо Абэ по состоянию здоровья, а до следующих парламентских выборов остаётся всего год. Маловероятно, что Суга распустит парламент и объявит досрочное голосование: отвечая на вопросы журналистов, он дал понять, что в условиях пандемии перед правительством стоят совершенно другие задачи.

Если во внутренней политике Суга может похвастаться несколькими важными реформами, в основном по поддержке сельских регионов и внутреннего туризма, то во внешней политике ему не хватает опыта. Эксперты предсказывают, что при нём эта сфера отойдёт на второй план и правительство сосредоточится на решении внутренних проблем.

Фото: Dmitry Medvedev via globallookpress.com/Global Look Press

Однако вопрос принадлежности Южных Курил и заключения мирного договора с Россией новому премьер-министру всё равно придётся каким-то образом решать. Ранее он заявил, что его позиция по спорным островам совпадает с установками предшественника Синдзо Абэ. Но, как подчеркнул в разговоре с NEWS.ru заведующий кафедрой востоковедения МГИМО МИД России Дмитрий Стрельцов, Москве стоит ждать от Токио ужесточения риторики.

Суге нужно будет искать золотую середину между двумя задачами. С одной стороны, ему необходимо укреплять отношения с Россией в условиях геополитической неопределённости, угроз безопасности Японии и посткоронавирусной системы международных отношений. Крепкие, позитивные отношения с Россией тогда выступали бы дополнительным активом Японии в сложившихся обстоятельствах. С другой стороны, политика Синдзо Абэ на российском направлении считается неудачной. Есть разочарование и запрос на более жёсткую линию по отношению к Москве, так как мирный договор на японских условиях заключён не был. А поскольку мирный договор стоит в центре повестки, более жёсткая позиция на этом направлении неизбежно скажется на двусторонних отношениях в целом. Суге придётся прибегать к искусству политического лавирования с тем, чтобы и не ухудшить отношения, и дать собственному общественному мнению сигнал, что он отстаивает национальные интересы Японии. Тем более что через год будут очередные выборы председателя правительства, и если Суга хочет остаться премьером, ему нужно продемонстрировать обществу какие-то успехи во внешней политике. И так как на российском направлении их ожидать не стоит, то более перспективная линия для Суги — умеренное ужесточение позиции.

Дмитрий Стрельцов заведующий кафедрой востоковедения МГИМО МИД России