Самым примечательным итогом заседания глав МИД «Большой семерки» в Токио стали не ритуальные угрозы в адрес России, а утечка информации о намеченной на 15 ноября встрече лидеров Китая и США на полях форума АТЭС в Сан-Франциско.
В нынешней обстановке увязания США в двух войнах сразу и приближающейся американской президентской гонки такая встреча, пусть и в ограниченном формате, куда важнее для Байдена, чем для его китайского коллеги. Не случайно янки добивались ее примерно год. И лишь после недавнего визита в США министра иностранных дел Китая Ван И и его трехдневных переговоров были согласованы сроки прилета председателя Си за океан в рамках работы сессии АТЭС.
Примечательно, что среди 21 страны — члена АТЭС, являющих собой не организацию, но скорее площадку для многосторонних контактов, фигурируют и КНР, и Тайвань. А чудный остров был и остается основным камнем преткновения в отношениях двух сверхдержав. Тем более что времени для исторического компромисса остается все меньше. В январе на Тайване пройдут президентские выборы, и к власти могут вернуться гоминдановцы, сторонники мирного сближения с континентальным Китаем вплоть до объединения по гонконгской формуле.
Естественно, такой порядок вещей мало устраивает Вашингтон, где многие политики видят как раз в Китае главную угрозу американской гегемонии в мире. США предприняли в своем излюбленном стиле немало усилий по нагнетанию напряженности у границ Китая — перевооружение Японии, увеличение американских военных объектов на Филиппинах, попытки стимулировать антикитайские страхи во Вьетнаме.
Но Пекин на откровенные провокации типа поставок вооружений нынешнему режиму в Тайбее не ведется. И спокойно ставит своею целью создание к 2027 самой передовой армии. Эту дату многие политики рассматривают как возможный срок присоединения Тайваня военным путем. Вряд ли и на запланированной встрече случится какой-то тайваньский прорыв. Притом, что США подтвердят свою приверженность на словах политике одного Китая. Но учитывая, что тот же Дональд Трамп видел в лице Китая главную угрозу для США, то и Байдену нельзя показать слабину в таком вопросе.
Не так давно за океаном придумали и стали активно продвигать формулу сотрудничества с Китаем на уровне симбиоза, которому даже придумали название Chimerica, объединив слова China и America. Chimerica подразумевает сохранение политического подчинения Пекина американским мировым сценариям. Но в последнее время Пекин, выказавший себя сторонником многополярного мира, вступил в противоречие со многими американскими внешнеполитическими нарративами.
Классический пример — конфликт на Украине. Китай не просто огласил собственные миротворческие инициативы, но в моральном плане встал на сторону России.
Не помогли и экономические рестрикции гегемона, который ввел ограничения на поставки в Китай тех же чипов последнего поколения и некоторых технологий. А заодно дал сигнал к переводу ряда предприятий из Китая во Вьетнам и даже Индию. Поднебесная ответила сокращением поставок критически важных для современной электроники редкоземельных элементов.
Но в широкомасштабной экономической войне никто из партнеров-соперников не заинтересован. Тем более что перевод ряда предприятий из Китая эффекта не дал: не те трудовые ресурсы. Даже при условии роста стоимости рабочей силы в самом Китае.
Тем не менее Байдену кровь из носа необходимо будет получить доказательства того, что он добился важных уступок от Пекина. Простой констатации того, что многие китайские концерны, активно работающие с США, соблюдают введенные против России санкции, уже явно недостаточно.
И в Вашингтоне, и в Киеве видят в Китае силу, которую можно использовать для давления на Россию в целях принятия шагов, выгодных противникам Москвы. Речь могла бы пойти о поддержке Пекином идеи прекращения огня и временного замораживания конфликта. Вот только однозначная поддержка Соединенными Штатами геноцида палестинцев ставит Китай перед нелегким выбором.
Перспективы дальнейшего освоения американского рынка — это, конечно, хорошо, но риск потери собственного лица в третьем мире с учетом грандиозных планов типа «Один путь — один пояс» выглядит куда очевиднее.
Читайте также:
В США оценили угрозу России для Восточной Европы
ВС РФ возглавили список сильнейших армий мира: что за рейтинг, кто в топ-5
В США предложили отправлять вооружения для Киева напрямую российской армии