Женская сборная России по волейболу ещё в августе прошлого года выиграла олимпийский отборочный турнир и была готова биться за награды высшей пробы на Играх-2020 в Токио. Однако эти планы пришлось отложить как минимум на год. Одна из самых известных и популярных отечественных волейболисток Наталия Гончарова в эксклюзивном интервью для рубрики «Олимпиада-2020/21» на сайте NEWS.ru рассказала, насколько сложно было пережить самоизоляцию и затем вернуться в игровой ритм, а также сделала заявление о дальнейших планах в случае окончательной отмены Игр в японской столице.
— С какими эмоциями восприняли известие о том, что Олимпийские игры перенесены из-за пандемии на следующий год?
— Если честно, восприняла это нормально. Что поделать, если такая сложная ситуация сложилась с эпидемией, с коронавирусом во всём мире. Наверное, ради безопасности людей, зрителей, спортсменов Олимпиаду нужно было перенести. Даже можно сказать, я была только за то, чтобы мы все чувствовали себя в такой сложной ситуации максимально комфортно, насколько это возможно. Поэтому, на мой взгляд, это было правильное решение.
— С учётом того факта, насколько убедительно российская сборная победила в олимпийской квалификации, неужели не было обидно, что наша находящаяся на подъёме команда лишилась возможности претендовать на золотые медали Игр в Токио в этом году?
— В этом плане действительно было немного обидно. Ведь даже предыдущий чемпионат России проводили по сокращённой программе — специально готовились к Олимпиаде, был разработан детальный план целенаправленной подготовки к Играм. Но я думаю, это не станет слишком большой проблемой, если Олимпиада пройдёт в следующем году. Надеюсь, что мы должным образом подготовимся, будем в хорошей форме и достойно выступим в Токио.
— Насколько тяжело лично для вас было пережить период самоизоляции, каким образом поддерживали форму в эти месяцы вынужденного простоя?
— Старалась максимально использовать всё пространство своей квартиры и территорию около дома (улыбается). У меня дома есть беговая дорожка и всевозможный инвентарь, так что возможностей для занятий было предостаточно. Поэтому удалось мне себя держать в хорошей форме.
— Если с физическими кондициями всё более или менее понятно, то вот с игровой формой наверняка были куда более серьёзные проблемы?
— В тот момент для меня было важно не растерять именно физическую форму. А что касается игрового тонуса, выяснилось, что у меня дома даже не оказалось ни одного волейбольного мяча (смеётся). Но затем, когда появилась возможность проводить тренировки с мячом, примерно за месяц набрала и игровую форму.
— Когда возобновились полноценные командные тренировки после карантина?
— С 1 июля. К началу августа удалось, конечно, не на суперуровень выйти, но прийти во вполне рабочее состояние. А сейчас, когда начались официальные игры, прогресс пошёл по максимуму.
— Эмоционально были готовы к началу нового сезона? Ведь, наверное, непросто тренироваться и играть, когда вокруг постоянно идут разговоры о второй, третьей и так далее волнах эпидемии, что может снова поставить мировой спорт на паузу.
— Действительно, сейчас, когда чуть ли не каждый день появляется информация о росте числа заболевших коронавирусом, начинаешь задумываться о том, что и у нас, спортсменов, могут возникнуть проблемы. Уже приходилось слышать, что в некоторых командах нашей суперлиги тоже есть случаи заболевания коронавирусом, и это немножко пугает. Хочется чувствовать себя в безопасности, защищённым, а на официальные игры приходится летать обычными рейсами, постоянно контактировать с большим количеством людей. Наверное, это не очень хорошо с точки зрения соблюдения медицинских рекомендаций, но у нас нет другого выбора. Приходится продолжать играть в тех условиях, которые есть на данный момент. Надеюсь, всё будет хорошо и все игроки во всех командах будут здоровы.
— Вы наверняка в курсе, с какими проблемами сталкиваются представители других игровых видов спорта — футбола, хоккея. Например, в Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) уже перенесли не один десяток матчей из-за вспышек COVID-19 в командах. Это тоже, как говорится, давит на психику?
— Конечно, и это касается не только российских клубов. К примеру, во многих турецких волейбольных командах игроки уже переболели коронавирусом. Читаю новости про хоккей и футбол, и это, естественно, не добавляет положительных эмоций. Хорошо ещё, если заболевание проходит бессимптомно и не выбивает спортсмена из тренировочного ритма.
— Московское «Динамо», за которое вы выступаете, стартовало не только в чемпионате российской суперлиги, но и уже успело открыть евросезон, сыграв выездной матч квалификации Лиги чемпионов против венгерского клуба. Наверное, было непросто добраться к месту событий с учётом закрытых в Европе границ?
— Да, у нас и так сейчас немало игр, а здесь вышло так, что на один еврокубковый матч пришлось потратить пять дней вместо двух. И провели две бессонные ночи. Прилетели домой около шести утра в минувшую пятницу, а на следующий день уже был запланирован вылет на очередной матч в суперлиге. Понятно, что в таких условиях очень сложно восстановиться. Мы летели через Турцию — это сейчас единственная возможность попасть в Европу, и в аэропорту были длительные процедуры тестирования пассажиров на коронавирус. Конечно, это всё очень утомляет, но есть понимание, что на данный момент это необходимые меры предосторожности, которыми нельзя пренебрегать. Поэтому мы с этим уже фактически смирились (улыбается).
— Одержав победу в Венгрии, московское «Динамо» вышло в следующий раунд квалификации, где ожидаются ещё более интересные приключения. Вы ведь даже пока не знаете, с кем придётся сыграть, не так ли? Скорее всего, это будет немецкий «Штутгарт», хотя согласно жеребьёвке, вашим соперником должен был стать один из украинских клубов, но в дело вмешивается политический фактор...
— Думаю, что спорт и политика не должны быть сильно связаны. Но мы спокойно воспримем любое решение. Я читала интервью генерального директора нашего клуба Владимира Зиничева, который всё правильно сказал по этому поводу. А наше дело — выходить на площадку против любого соперника и стараться побеждать. Что касается лично меня, я бы даже с огромным удовольствием сыграла на Украине, ведь это моя родина.
— «Динамо» уже сыграло несколько матчей на предварительном этапе Кубка России, были игры квалификации Лиги чемпионов и российской суперлиги. Уже есть ощущение, что все последствия вынужденной паузы из-за пандемии остались в прошлом? Или всё-таки есть определённые проблемы?
— Пожалуй, при хорошей физической форме нам пока не хватает сыгранности. Не хватает проведённого вместе на площадке игрового времени. Тем более что в «Динамо» в межсезонье появились новые игроки, которым тоже необходимо время, чтобы добиться полного взаимопонимания на площадке. Наверное, понадобится ещё месяц-другой, чтобы мы стали командой в полном смысле этого слова.
— Московское «Динамо» наверняка ставит перед собой цель бороться за победу как в Лиге чемпионов, так и в российской суперлиге?
— На самом деле у нас в клубе пока официально не говорили о целях на этот сезон, но всем понятно, что они будут самыми высокими. Единственное, что создаёт проблемы, это перелёты, особенно на международные матчи. Если будем тратить на это по пять дней, как было с поездкой в Венгрию, то ничего хорошего из этого не получится. Мы готовы бороться за победу и самые высокие места во всех турнирах, но если вместо восстановления после игр будем проводить массу времени в дороге, то это очень осложнит нам жизнь.
— В нынешнем сезоне «Динамо» переехало в новый зал, в котором будет проводить домашние игры. Правда, пока сыграть в нём не довелось — все матчи были либо на выезде, либо на нейтральной площадке. Что скажете о новом дворце?
— Знаете, я в нём пока даже ещё не побывала, поэтому никакими собственными впечатлениями поделиться не могу. Хотя по рассказам очевидцев знаю, что новый дворец не очень большой, но уютный.
— Как относитесь к ограничениям по присутствию зрителей на волейбольных матчах? Насколько пустые или полупустые трибуны влияют на игру, на настрой игроков?
— Если отвечать на этот вопрос с медицинской точки зрения, оценивая вероятность новой волны пандемии, то я, наверное, выскажусь за то, чтобы играть вообще без зрителей, пускай они за это на меня не обидятся (улыбается). Но с точки зрения профессионального волейболиста играть без болельщиков на трибунах очень грустно, нам не хватает их поддержки, эмоций. Без всего этого действительно трудновато. Матчи без зрителей — это всё равно что Новый год без ёлки.
— А как быть спортсменам, если Олимпиада в Токио из-за сложной эпидемиологической обстановки не состоится и в 2021 году? Не дай бог, конечно, но вы себя морально готовите и к такому повороту событий?
— Могу сказать наверняка, что очень многие спортсмены будут этим сильно расстроены, ведь все годами готовились к этим важнейшим стартам, а для кого-то эта Олимпиада, возможно, могла стать последней в карьере. И будет очень печально, если её отменят. Но безопасность сейчас, наверное, превыше всего, и если Игры в Токио не состоятся, значит, так нужно было сделать. И это будет правильным решением. Ну а нам тогда что остаётся? Только подождать следующую Олимпиаду (улыбается).