У всем известного скопинского маньяка Виктора Мохова в его родном городе под Рязанью на самом деле был более кровожадный предшественник — на его совести как минимум пять смертей. Журналистка Саша Сулим поговорила с бывшим следователем Дмитрием Плоткиным, который расследовал преступления и того, и другого скопинских маньяков. NEWS.ru пересказывает историю душегуба из 90-х.
Вячеслав Маркин — имя преступника, который орудовал в 1990-е годы в Рязанской области и Москве. Но начал свой преступный путь он еще в школе, в 1950–1960-е годы, когда присвоил кошелек учительницы с зарплатой в размере 70 рублей.
Украденный кошелек он принес домой маме, но рассказал, что нашел его, а не вытащил из сумки учительницы. Мать находке обрадовалась и согласилась купить сыну на часть из этих денег велосипед. Остальные средства пустили на хозяйство.
Уже потом юноша начал оттачивать криминальное мастерство и практически сделал «карьеру» вора-домушника. Будучи подростком и пользуясь своим худощавым телосложением, он без труда залезал в открытые форточки. Несколько раз из-за этого он попадал в детскую комнату милиции. Но этот опыт не отвратил его от воровской жизни. Повзрослевший Маркин начал устраивать поездки по СССР с той же целью.
В его коллекции было несколько огромных связок ключей, которые он таскал с собой во время преступных гастролей. В квартирах, к которым получал доступ, он всегда, кроме драгоценных вещей, забирал любые ключи.
Следователь Плоткин поделился, что во время следствия он даже консультировался с Маркиным по поводу того, какой замок лучше всего установить у себя дома.
Первое преступление против личности Маркин совершил после побега из колонии на Урале. В городе Чусовом Пермской области он изнасиловал хозяйку квартиры, которая застала его на месте преступления. Также, угрожая ножом, Маркин заставил девушку приготовить ему еду, а после связал ее и ушел.
«Эта девушка запомнила его приметы. То, что у него палец был обрублен с татуированным перстнем. Он на производстве его повредил. Его в Кирове задержали, судили и 14 лет дали», — рассказывает Плоткин.
В колонии Маркин, пользуясь своим навыком взлома замков, вскрыл кабинет оперуполномоченного. Там же он нашел папку с документами, где были перечислены имена всех заключенных, сотрудничающих с администрацией.
В итоге мужчину «слили» в колонию во Владимирской области, где тот начал симулировать заболевание ног. Он пережимал резинками ноги перед сном. Конечности распухли — в медчасти ужаснулись и отправили заключенного в больницу, где тот, благодаря хитрости, провел весь остаток срока. Все симптомы несуществующего заболевания, к удивлению врачей, у него исчезли за пару дней до освобождения.
После 14 лет в колонии Маркин решил начать новую жизнь в том самом городе Скопине Рязанской области. Там он с помощью знакомого попал в дом понравившейся ему женщины — ей надо было установить замок на входную дверь. Хитрыми обольщениями Маркин не только установил замок на дверь, но и соблазнил гражданку, что впоследствии привело их к заключению брака и рождению ребенка.
Чтобы обеспечивать семью, Маркин взялся за старое. Сначала он начал обворовывать квартиры в Скопине, а затем снова организовывал «гастроли». Жене он говорил, что отправился в командировку.
Порой за один день Маркин успевал обчистить квартиры в трех городах — Скопине, Рязани и Москве.
В столице в 1990 году он в том числе обокрал квартиру мойщицы машин гаража обкома партии. В ее холодильнике он обнаружил красную икру и ветчину в банках. Подумав, что он в квартире коммерсантки, Маркин решил дождаться ее прихода, чтобы выведать, где в квартире еще можно найти деньги.
«Она пришла, попила чайку, разделась и — спать. Выключила свет. Вдруг из чулана — хоп — выскочил на нее [Маркин]. Она схватилась за сердце. <...> Он ее насилует и говорит: „Дальше я тебе в заднее место вставлю рашпиль, если ты не скажешь, где деньги“. Она перепугалась», — рассказывает Плоткин.
В итоге женщина отдала насильнику 4,5 тысячи рублей, вырученные с продажи дачи.
Первое убийство Маркин совершил в Рязани зимой 1991 года. Обнаженный труп женщины, Зинаиды Тарасовой, в ванной обнаружил ее супруг. На ее шее была затянута бельевая веревка, на теле — следы пыток, а руки были туго связаны необычным узлом.
«Он ее сбил с ног и начал пытать ножницами, он ей сделал несколько порезов. Голой он ее повесил на сушилке в ванной», — вспоминает бывший следователь обстоятельства убийства.
Примерно в то же время в селе Моховом Скопинского района сгорел дом. В нем нашли тела пенсионерки Зинаиды Астаховой, ее невестки Анны и пятилетнего внука Славы. Руки погибших были связаны простынями, молодая мать была изнасилована, а в доме были следы грабежа.
На месте этого убийства Маркин уронил свои часы. На допросе он фактически сдал себя как исполнителя убийства, признав, что это его аксессуар.
Маркин долго не признавался в содеянном, но под натиском следователя в один момент вспылил и потребовал ручку с бумагой, чтобы перечислить всех жертв. Позже он сказал, что не планировал прекращать злодеяния и полицейские не зря задержали его.
Желание насиловать жертв и измываться над ними свидетельствует о том, что Маркин был не просто вором, а маньяком, уверен Плоткин.
«Он испытывал от этого удовольствие. Для него это был стандарт такой», — отмечает экс-следователь.
Следователь честно сказал маньяку, что за пять убийств и десятки грабежей его ждет самое суровое наказание. В те годы в России еще применялась смертная казнь. Маркин пытался покончить с собой в камере СИЗО, но не вышло. Впрочем, до суда он так и не дожил. В период следствия у него развилось онкологическое заболевание. В итоге преступник умер за решеткой от рака легких.
Читайте также:
Москвич убивал пожилых инвалидов
Убивший 86 человек маньяк высказался о смертной казни
Следователи рассказали, как в 90-е ловили маньяка-фетишиста на приманку