Российские исследователи разработали вакцины от рака, некоторые из которых уже готовы к массовому применению, а американцы научились защищать людей от вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Что известно о новейших методах лечения этих заболеваний, насколько они эффективны и когда будут всем доступны — в материале NEWS.ru.
Научно-клинический центр имени академика Ю. М. Лопухина курировал проект по разработке вакцины от рака прямой и толстой кишки. Заместитель гендиректора учреждения Василий Лазарев пояснил, что новый препарат предназначен для лечения агрессивных форм онкологического заболевания. Вакцина активирует специфический клеточный противоопухолевый иммунный ответ организма и таким образом помогает ему более эффективно бороться с раковыми клетками. В отличие от, например, лучевой терапии, онковакцина призвана не уничтожить раковые клетки самостоятельно, а «включить» иммунитет.
По словам главы Федерального медико-биологического агентства Вероники Скворцовой, вакцину от колоректального рака можно применять уже в 2024 году. Однако в пресс-службе ведомства подчеркнули, что она изготавливается индивидуально для каждого пациента. Ученые должны заранее изучить генетический материал больного и на основе полученных данных разработать вакцину, которая поможет победить рак в данном конкретном случае.
Ранее глава Центра Н. Ф. Гамалеи Александр Гинцбург сообщил, что российские ученые разработали прививку против онкологии любого вида. По его словам, вакцину уже протестировали на грызунах: испытания показали эффективность в 100%.
Гинцбург подчеркнул, что вакцина от рака создана на основе тех же технологий, что и препараты от COVID-19 от компаний Moderna и Pfizer. Как отметил академик, российские ученые изобрели собственный вариант этого метода.
«Эта технология позволяет создать в клетках очень большие концентрации целевого антигена. Это необходимо для того, чтобы показать иммунной системе больного раком человека, как отличить здоровую клетку от злокачественной», — объяснил Гинцбург.
Он добавил, что эта вакцина терапевтическая, а не профилактическая, ее тоже будут создавать индивидуально для каждого больного в целях лечения. По словам Гинцбурга, сейчас на изготовление препарата уходит около месяца, но в перспективе разработчики планируют сократить этот срок до недели. Как он объяснил, ученым поможет искусственный интеллект.
«Эта программа анализирует информацию об опухоли и, соответственно, выдает мне фактически план, чертеж будущей вакцины», — сказал Гинцбург.
Клинические испытания вакцины на людях с онкологическими заболеваниями планируют начать в середине 2025 года.
Врач-онколог, старший научный сотрудник Института клинической онкологии ОНЦ РАМН Евгений Черемушкин тем не менее не верит в возможность создания универсального лекарства от всех видов рака. Он назвал все подобные инновации маркетинговым ходом.
«Не стоит ожидать создания волшебного эликсира, способного победить все болезни. Подобные инновации — просто маркетинговые ходы. Если бы создалось универсальное лекарство, то очередь стояла бы уже вокруг всего земного шара и продавалось бы все за бешеные деньги», — выразил мнение онколог.
Он отметил, что вакцина рассматривалась как один из методов лечения рака. Она должна была противостоять опухолям, наследующим определенные структурные элементы у здоровых клеток, уточнил врач. По его словам, при отсутствии таких маркеров вакцина просто не смогла бы работать.
«Клетки постоянно меняются. В каком-то смысле они создают собственный, своеобразный организм, который может уклоняться от иммунного ответа. Это очень сложный механизм, который невозможно остановить одной лишь вакциной, необходим комплексный подход», — добавил Черемушкин.
Американские ученые представили еще одну медицинскую инновацию: они завершили клинические испытания препарата для защиты от ВИЧ «Ленакапавир». Как сказал директор Федерального методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский, исследование завершилось грандиозным успехом.
По его словам, в испытаниях «Ленакапавира» приняли участие 5300 женщин и девочек-подростков из ЮАР и Уганды в возрасте от 16 до 25 лет. Их разделили на три группы: первой два раза в год вводили исследуемый препарат, а две другие принимали таблетки в качестве доконтактной профилактики ВИЧ.
Исследование показало, что ни одна из 2134 женщин, которым кололи «Ленакапавир», не заразилась, а в группах, где принимали таблетки, есть инфицированные. Покровский считает, что заражения произошли, скорее всего, из-за того, что пациентки пропускали прием препарата.
Несмотря на все достоинства вакцин для защиты от ВИЧ, этот метод пока остается очень дорогим: курс «Ленакапавира» будет стоить $40 тысяч в год (более 3,4 миллиона рублей).
В России тоже занимаются разработкой вакцин от ВИЧ . В пресс-службе ФМБА заявили, что ученые трудятся над созданием двух препаратов — «КомбиМаб-1» и «КомбиМаб-2». Первый уже прошел доклинические испытания и показал свою безопасность, исследование второго завершится в первом квартале 2026 года.
В ФМБА отметили, что «КомбиМаб-1» способен обеспечить защиту от ВИЧ на полтора года после однократного введения. Разработчики готовятся начать клинические испытания вакцины.
«Препарат сможет быть использован не только для лечения, но и для профилактики ВИЧ-инфекции, в частности в группах высокого риска», — уточнили в агентстве.
«КомбиМаб-2» планируют исследовать в 2027 году.
Председатель комитета по здравоохранению и медицинской индустрии при Московской торгово-промышленной палате Олег Рукодайный рассказал NEWS.ru, что, помимо разработки новых способов лечения онкологии, еще одним перспективным направлением в медицине станет клеточная терапия. По его словам, эту технологию начали применять для лечения болезней суставов и деменции.
«В некоторых случаях пациентам еще рано менять сустав, но артроз уже есть. Обычные противовоспалительные препараты не помогают, да и имеют большое количество побочных действий. А клеточные технологии — это прорыв, который позволяет регенерировать собственные ткани. В итоге метод дешевле и лучше для организма, чем замена сустава», — объяснил он.
Рукодайный добавил, что клеточная терапия эффективна и при рассеянном склерозе: с ее помощью ученые могут восстанавливать ткани мозга. Материал для этого берут из жировой или костномозговой ткани самого пациента, уточнил он. По его мнению, в целом в России сегодня довольно неплохо развивается сфера медицинских инноваций в области лечения сложных заболеваний.
«Сейчас у этой сферы есть стимул развиваться. Радует, что в условиях санкций появляются компании которые организовывают в России производства, замещающие импортные. Я думаю, через 2–3 года мы увидим хорошие результаты», — заключил Рукодайный.
Читайте также:
Россиянам рассказали, когда можно ждать вакцину от туберкулеза
Доктор Мясников объяснил, когда может быть опасна любая вакцина
Замдиректора НИИ вакцин и сывороток отправили в колонию за взятки