В различных публикациях СМИ и фильмах о Второй мировой войне говорится о том, что у Красной армии в первые месяцы после вторжения нацистской Германии в СССР были проблемы с вооружением. Существует расхожее выражение «одна винтовка на троих». Насколько оно соответствует реальности — в материале NEWS.ru.
Легенда о нехватке стрелкового оружия в Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в годы Великой Отечественной войны своеобразно воспроизводится в фильме Никиты Михалкова «Цитадель». В кинокартине есть эпизод, где штрафники во главе с главным героем — генералом Котовым — вооружены черенками от лопат вместо винтовок и идут в атаку на позицию немцев.
Фильм критиковали ветераны и кинодеятели. Журнал «Афиша» отмечал, что «Цитадель» «неожиданно сплотила страну в общем порыве раздражения».
В американском боевике Жан-Жака Анно «Враг у ворот» было показано, что во время Сталинградской битвы красноармейцам якобы выдавали одну винтовку на двоих. После премьеры фильма в 2001 году ветераны Сталинградской битвы предлагали запретить прокат картины в РФ, поскольку ход событий в ней «был искажен, командиры Красной армии представлены безжалостными деспотами, а рядовые бойцы и мирные жители — безмолвным пушечным мясом».
По словам военного историка Бориса Юлина, у Красной армии были проблемы с вооружением. Однако в СССР «не возникало ситуации, когда ставить под ружье есть кого, а самих ружей нет».
«Например, у нас не хватало артиллерийских тягачей и тракторов — не для всей советской артиллерии была механическая тяга. У нас не хватало вспомогательной техники для танковых подразделений — было очень мало масло- и топливозаправщиков, машин для подвозки боеприпасов и так далее. В целом же по стрелковому оружию советские силы были обеспечены полностью, в том числе и на мобилизацию», — отметил историк в разговоре с NEWS.ru.
Он добавил, что очень большие потери в начале Великой Отечественной войны привели к тому, что в 1942 году возник дефицит некоторых видов оружия, но это не касалось стрелкового.
Иного мнения придерживается главный хранитель фондов Государственного музея обороны Москвы Светлана Соболева. По ее словам, во время боевых действий с первых месяцев войны вплоть до середины 1942 года военачальникам приходилось невероятными усилиями преодолевать недостатки оснащения армии стрелковым оружием.
Она отмечала, что нехватка вооружений остро ощущалась во время формирования ополченческих дивизий в Москве, которые были оснащены в основном иностранным стрелковым оружием времен Первой мировой войны. К 1941 году оно морально устарело.
Соболева утверждала, что начальнику Главного артиллерийского управления генерал-полковнику Николаю Яковлеву было поручено заменить иностранные винтовки русскими. Когда 3 сентября 1941 года была проведена проверка состояния дивизий народного ополчения 32-й и 33-й армий Резервного фронта, выяснилось, что в некоторых подразделениях были польские винтовки, обеспеченные штыками на 40%. При этом автоматическое оружие, артиллерия и минометы состояли из французской и польской систем.
Соболева привела данные из Центрального архива Минобороны о степени укомплектованности вооружением всех дивизий народного ополчения по состоянию на 3 сентября 1941 года, согласно которым, боевых средств по штату числилось значительно больше, чем имелось в реальности.
Она добавила, что, несмотря на значительное улучшение снабжения ополченцев, по некоторым важным видам стрелкового вооружения уровень значительно отставал от требуемого. При этом разночтения в официальных документах мешают понять реальную картину к началу битвы под Москвой.
Как рассказал NEWS.ru Юлин, утверждение о том, что в начале Великой Отечественной войны Красная армия воевала с одной винтовкой на троих, является мифом.
«Эта легенда стала отражением Первой мировой войны — [сторонники мифа о трех винтовках] перенесли более ранние события на более поздние. Во время великого отступления 1915 года армия Российской империи понесла колоссальные потери, под ружье было поставлено большое количество солдат, а оружия для них не было. Даже к началу немецкого наступления у России уже не хватало 200 тысяч винтовок, а после вала мобилизации и пополнения армии оказалось, что личного стрелкового оружия не хватает для 1,5 млн солдат. Тогда со складов выгребли все берданки, у союзников скупали все, что только можно было достать. Например, трофейные винтовки Мосина, которые были захвачены японцами в Русско-японскую войну, зарубежные винтовки, в том числе и откровенно устаревшие», — отметил историк.
По мнению Юлина, во времена Первой мировой «одна винтовка была на троих и одна обойма на винтовку». Что касается Великой Отечественной войны, то, по словам собеседника NEWS.ru, в 1941 году часто бывали ситуации, когда мобилизованные войска не успевали получить оружие.
«Немцы очень быстро продвигались, и бойцы с винтовками „не находили друг друга“. Но это не говорило о нехватке стрелкового оружия для красноармейцев», — подчеркнул Юлин.
Возможно, выражение «одна винтовка на троих» возникло после короткометражки «Чапаев с нами», вышедшей на экраны 31 июля 1941 года. По сюжету ленты легендарный военачальник времен Гражданской войны, утонувший на Урале во время сражения с белогвардейцами, «воскресает» и выступает перед красноармейцами после нападения Адольфа Гитлера на СССР.
Главный герой картины говорит: «Мы ходили босые, голые, а врага били. Была у меня одна винтовка на троих, а стреляла за пятерых».
Читайте также:
Нацистов под Москвой победил «генерал мороз»? Вся правда и мифы о войне
Власов был не предатель, а герой? Правда и мифы о русских союзниках Гитлера
Гитлер застал Сталина врасплох? Был ли СССР готов к нападению в 1941-м
Пакт Молотова — Риббентропа: мифы и правда о «сговоре» Сталина и Гитлера
Правда и мифы о заградотрядах: как приказ Сталина «Ни шагу назад» спас СССР