Армянская церковь: традиции и современность

Общество 23 июля, 2025 / 16:14

Армения приняла христианство в качестве государственной религии в 301 году, а Армянская апостольская церковь (ААЦ), которую часто, хотя и не совсем точно, называют Армянской православной церковью, — древняя ветвь христианства, обладающая глубокими отличиями от византийской традиции (включая Русскую православную церковь) и католицизма.

Главные отличия от католичества и православия

Отличие ААЦ от обеих конфессий лежит в сфере христологии — учения о природе Иисуса Христа. Этот раскол уходит корнями в богословские споры V века.

ААЦ придерживается миафизитской христологии (от греч. «миа» — одна, «физис» — природа). Это означает соединение божественного и человеческого во Христе нераздельно и неслиянно в одну природу Бога-Слова. Эта позиция отстаивалась святителем Кириллом Александрийским. Православные и католики же исповедуют диофизитство (две природы), утвержденное Халкидонским вселенским собором, согласно которому во Христе две природы — божественная и человеческая — соединены «нераздельно и неслиянно, неизменно и неразлучно». Армения, находясь в состоянии войны и не имея возможности полноценно участвовать в Халкидонском соборе, в итоге не приняла его решений, что и стало главной причиной многовекового догматического разделения.

ААЦ признает решения только первых трех Вселенских соборов — Никейского I (325 год), Константинопольского I (381 год) и Эфесского (431 год). Халкидонский собор 451 года и все последующие, признаваемые православием и католичеством, ААЦ не считает вселенскими. Это и есть фундаментальное отличие от православной и католической традиций.

Кто руководит Армянской апостольской церковью?

ААЦ является автокефальной (самоуправляемой) с самого момента своего основания. Главой является католикос всех армян. Его резиденция находится в духовном сердце Эчмиадзина (г. Вагаршапат), основанном, по преданию, самим Григорием Просветителем.

Титул католикоса (от греч. «всеобщий») используется с V века. Католикос избирается пожизненно и обладает высшей духовной и административной властью в церкви.

Католикос всех армян — верховный духовный глава для подавляющего большинства армян во всем мире, независимо от их гражданства. Его юрисдикция распространяется на епархии как в самой Республике Армения, так и в диаспоре.

Исторически сложилось, что существуют также:

  • Киликийский Католикосат (резиденция в Антилиасе, Ливан). Образовался в период существования Киликийского Армянского царства (XII–XIV века). Обладает административной самостоятельностью, но признает духовное первенство в Эчмиадзине. Имеет значительную паству, преимущественно в Ливане, Сирии, на Кипре.

  • Патриархия Иерусалима и патриархия Константинополя. Руководят армянскими епархиями в Святой земле (Иерусалим) и Турции (Стамбул) соответственно. Находятся в подчинении Эчмиадзина.

Отношения с государством: история и современность

После провозглашения христианства государственной религией в 301 году церковь и царство в Армении существовали в состоянии взаимной поддержки. Церковь освящала власть, способствовала развитию письменности, образования, культуры. Цари были защитниками церкви и веры, особенно в условиях постоянной борьбы за выживание перед лицом могущественных соседей (Персия, Византия, а позже арабы, сельджуки).

После падения последних армянских царств (Киликийское — в 1375 году, армянские княжества — позже) и многовекового нахождения под властью Османской империи и Персии ААЦ взяла на себя роль единственного легитимного общенационального института. Католикосы в Эчмиадзине и патриархи в Константинополе были не только духовными, но и политическими представителями армянского народа перед лицом властей, защищая его интересы.

На данный момент отношения церкви и государства строятся на принципах взаимного уважения и отделения церкви от государства, закрепленных в конституции. Между государственными структурами и первопрестольным Эчмиадзином существуют постоянные рабочие отношения. Церковь участвует в важных государственных церемониях и праздниках.

Особенности богослужений и традиций

Богослужебная жизнь ААЦ, сохраняя общехристианскую основу, обладает ярко выраженными национальными чертами.

Центральное богослужение — Патараг (Святая литургия). Совершается на классическом армянском языке (грабар). Основой служит литургия, приписываемая святому Афанасию Александрийскому, с элементами литургий святого Василия Великого и святого Григория Богослова. Важная особенность — использование в таинстве евхаристии пресного хлеба (как в католичестве) и неразбавленного вина (в отличие от православия, где вино разбавляется).

ААЦ использует собственный церковный календарь, отличающийся от григорианского и юлианского. Рождество Христово празднуется 6 января в единый праздник Крещения Господня. Установлены строгие посты (Великий пост, 48 дней), Рождественский пост, Успенский пост (перед Успением Богородицы), пост святого Григория Просветителя и др.

Обрядовая уникальность:

  • Матах (милостыня): специфическая традиция благотворительности, выражающаяся в приношении соли, животных (бык, овца, петух) в церковь с последующим раздачей нуждающимся. Символизирует жертву благодарения Богу или поминовение усопших. Облачения священников (вардапеты, епископы, католикос) отличаются формой и символикой от православных и католических. Характерны высокие остроконечные митры.

  • Крестное знамение совершается слева направо (как в католичестве), тремя перстами, с особым движением руки перед грудью.

  • Армянская церковная музыка (шараканы) — уникальное явление, использующее систему хазов, специальных знаков для записи мелодий. Пение исключительно вокальное, без инструментального сопровождения, часто антифонное (попеременное двух хоров).

  • Армянские церкви узнаваемы по куполам на стройных барабанах, часто конусообразным или зонтичным, лаконичному декору и крестообразной или центрально-купольной планировке.

Отличия Армянской апостольской церкви от православия, кроющиеся в древних догматических решениях и историческом пути, свидетельствуют о богатстве и разнообразии христианской традиции.