В Испании в воскресенье, 10 ноября, прошли парламентские выборы, уже четвёртые за последние четыре года. Больше всего голосов предсказуемо набрала Социалистическая партия, а вот результат ультраправой Vox стал сюрпризом. На фоне бунтующей Каталонии и эксгумации останков фашистского лидера Франсиско Франко националисты в два раза увеличили своё представительство в парламенте и стали третьей по популярности партией в стране. И это при том, что ещё в начале года они вообще не были представлены в законодательном органе. Испания, которая до недавнего времени, казалось, имела иммунитет от ультраправой европейской эпидемии, теперь тоже вынуждена беспокоиться из-за подъёма националистов.
Предыдущие парламентские выборы прошли в Испании в апреле 2019 года, на них тоже победили социалисты. Однако они не набрали абсолютного большинства, а переговоры о создании коалиции провалились, поэтому испанцам в ноябре пришлось вернуться на избирательные участки. Проблемы это, впрочем, не решило, потому что результаты ноябрьского голосования получились примерно такими же, как в апреле. Единственной, кто значительно улучшил свои позиции, стала партия Vox («Голос»). По результатам подсчёта голосов выборов 10 ноября Социалистическая партия набрала 28%, слегка ухудшив свой результат. Правая Народная партия заработала 20%, а Vox — 15%.
Только 11 месяцев назад мы не были представлены ни в одной региональной легислатуре Испании, — прокомментировал результаты голосования лидер Vox Сантьяго Абаскаль. — Сегодня мы третья по популярности партия Испании и самая быстрорастущая.
Успех Vox действительно стал для многих неожиданностью. Партия образовалась в декабре 2013 года, но долгое время была маргинальной и не набирала на выборах различного уровня больше пары процентов. Испания была единственной крупной страной в Европе, в которой миграционный кризис не привёл в парламент крайне правых популистов. Первый серьёзный успех партии был отмечен только в январе 2019 года, когда её представители впервые прошли в региональный парламент Андалусии. По результатам региональных выборов они получили всего 12 мест из 109, но эта небольшая победа стала залогом успеха по всей стране.
В мае испанские ультраправые получили 6,2% на выборах в Европейский парламент и впервые отправили в законодательный орган ЕС трёх своих депутатов. Всеобщие выборы в апреле принесли Vox сразу 10% голосов и 25 мест в парламенте Испании. В ноябре они увеличили их число до 52.
Как подчеркнула старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Екатерина Черкасова в комментарии News.ru, победителем воскресных выборов можно считать партию Vox. Это выглядит ещё более значительным, если принять во внимание, что со времён смерти диктатора Франко в 1975 году в Испании вообще не было ультраправых.
Первая причина успеха партии Vox — это беспорядки в Каталонии. То, что мы видели после вынесения приговора сепаратистам, когда молодёжь билась с полицией насмерть, била витрины и использовала «коктейли», — это, конечно, был посыл обществу к наведению порядка. Вторая причина — это перезахоронение останков Франко из Долины Павших, где они покоились с 1975 года, на кладбище под Мадридом. Это было очень неоднозначное решение правительства социалистов. Оно вызвало разную реакцию в обществе, но преобладало мнение, что правительство стремится отвлечь население от насущных проблем и таким образом искусственно повысить свою популярность перед выборами. Этот ход оказался неправильным и контрпродуктивным. Он привёл к тому, что правые, которые были очень оскорблены этим решением, быстро набрали популярность: впервые за 40 лет мы видели на улицах испанских городов людей, которые поднимали руку в фашистском приветствии.
Эксперт добавила, что у Vox нет шансов войти в правящую коалицию, так как главные политические силы отказались с ними сотрудничать. Их антимигрантский и антимусульманский посыл отталкивает от них массовые политические движения, так как в большинстве своём испанское общество положительно относится к приезжим из-за рубежа.
Успех Vox — часть ультраправого тренда Европы. В Германии после миграционного кризиса националистическая «Альтернатива для Германии» тоже стала третьей по популярности в стране. Во Франции лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен вышла во второй тур президентских выборов 2017 года, а крайне правая «Лига» в Италии даже побывала в правящей коалиции.
В плане идеологии Vox исповедует тот же букет национал-популистских установок своих европейских коллег. Её сторонники призывают остановить миграцию в Испанию выходцев из мусульманских стран (отсылая к испанской истории, они гордо называют это реконкистой), но не возражают против приезжих из Латинской Америки. Большую популярность партии принесла максимально жёсткая позиция по Каталонии: представители Vox призывали отнять автономный статус у мятежного региона.