Ровно 85 лет назад, 1 августа 1940 года, нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов объявил, что жители Латвии, Литвы и Эстонии с радостью восприняли известие о вхождении республик в состав Советского Союза. В течение нескольких дней государства официально стали его частью. В Прибалтике хотят получить от России компенсацию за годы нахождения в составе СССР. Насколько обоснованны их требования — в материале NEWS.ru.
После того как страны Балтии получили независимость в 1920 году, они стали объектами борьбы за политическое влияние между СССР, Германией, Францией и Великобританией. К концу 1930-х основное соперничество за эти территории развернулось между Москвой и Берлином. В 1939-м был заключен пакт Молотова — Риббентропа. Документ относил прибалтийские страны к сфере советских интересов, однако официально об этом не объявлялось.
В сентябре 1939 года начались переговоры СССР с тогдашними правительствами Эстонии, Латвии и Литвы о возможном размещении на их территории советских войск. Диалог был успешным. 28 сентября 1939 года Эстония подписала с СССР пакт о взаимопомощи. 5 октября аналогичный документ согласовала Латвия, а 10 октября — Литва. Вскоре в этих странах разместились воинские контингенты, что привело к активизации антисоветских сил в Прибалтике.
Пытаясь выправить положение, советское руководство в июне 1940 года потребовало от республик сформировать правительства, которые смогут обеспечить выполнение заключенных с СССР договоров. В итоге в Латвии, Эстонии и Литве были сняты запреты на деятельность коммунистических сил и назначены внеочередные парламентские выборы. По результатам голосования, которое состоялось 14 июля 1940-го, во всех трех государствах победу одержали прокоммунистические блоки.
Новое руководство прибалтийских стран провозгласило республики советскими социалистическими, после чего последовали обращения в Верховный Совет СССР с просьбой об их принятии в состав Союза. 3 августа 1940 года в него была включена Литва как Литовская Советская Социалистическая Республика. 5–6 августа в состав Союза вошли Латвия и Эстония.
Главный научный сотрудник Института Европы РАН, глава Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич в беседе с NEWS.ru отметил, что никакого нарушения норм международного права ни при разделе сфер влияния между СССР и Германией, ни при размещении советских войск на территории стран Прибалтики допущено не было.
«Берлин понимал, что вернуться в Ревель и Ригу — традиционные в его понимании немецкие земли — непросто, а удержать их, не захватив Москву, почти невозможно. Поэтому Германия выступила с позиции нейтралитета, фактически договорившись поделить сферы влияния. Назвать это нарушением международного права нельзя. Какое было право, такие и договоренности. Кроме того, Советский Союз разместил войска на территории Эстонии, Латвии и Литвы с согласия этих правительств. Возможная угроза силы, формулировка о которой появилась только в Хельсинкских соглашениях 1975 года, не меняет правовую ситуацию», — подчеркнул эксперт.
После вхождения в СССР в Прибалтике начались социалистические преобразования: были национализированы банки, крупная промышленность, транспорт, а также земельные участки. Прошла аграрная реформа — конфискованная у помещиков земля передавалась малоземельным и безземельным крестьянам. В республиках быстро разворачивалось промышленное строительство.
Летом 1941-го, после нападения Германии на СССР, Прибалтика была оккупирована немецкими войсками и включена в состав рейхскомиссариата Остланд. В 1944–1945 годах в результате Прибалтийской операции, капитуляции немецких войск в Мемеле и Курляндском котле Прибалтика вернулась в состав СССР.
В советское время прибалтийские республики получали колоссальные дотации от Москвы, а центральное правительство не мешало местной элите занимать высокие руководящие посты, отмечал в беседе с NEWS.ru историк и публицист Евгений Спицын. По его мнению, нынешние заявления властей этих стран об «оккупации» не выдерживают никакой критики.
«Сложно назвать оккупированной республику, имеющую собственные академию наук и кинематограф, национальный язык и культуру, которые никак не ущемляются. Более того, тогда строилось множество школ, в которых преподавали исключительно на родном языке», — подчеркнул собеседник.
Межевич заметил, что Латвия, Литва и Эстония в советские годы жили заметно лучше других союзных республик. Недовольных таким положением дел на территории Прибалтики было ничтожно мало.
«В советские годы в Эстонии, Латвии и Литве преобладали прагматики. Принцип такой: любой барин хороший, пока он барин», — добавил собеседник.
В первой половине 1980-х экономика СССР находилась в затяжном кризисе. Заметно снизились темпы роста промышленности, стал острее ощущаться дефицит товаров, усилилось техническое отставание советских республик от стран Запада. В обществе увеличился запрос на демократические перемены, чему способствовала политика генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Латвия, Эстония и Литва должны были стать «витриной перестройки».
В 1988 году в республиках начали появляться общественно-политические движения. В апреле 1988-го возник Народный фронт Эстонии, а в октябре — Народный фронт Латвии и литовский «Саюдис». Однако со временем деятельность «демократических» организаций приобрела националистический характер. В республиках стали все чаще говорить о «советской оккупации», этнических и культурных различиях между русскими и титульными нациями, а также призывать к выходу из состава СССР.
Вскоре регион охватили протесты. Самой массовой стала акция «Балтийский путь», которая прошла в августе 1989 года. Более 2 млн человек выстроились в живую цепь между Таллином, Ригой и Вильнюсом, чтобы продемонстрировать всему миру желание покинуть СССР. Одна за другой были приняты декларации о государственной независимости Эстонии, Литвы и Латвии. Они оспаривали законность присоединения к СССР в 1940 году.
«Парад суверенитетов» возглавила Литва. В апреле 1990 года Горбачев, пытаясь спасти ситуацию, ввел экономическую блокаду республики, куда перестали поставлять нефть и газ. Это заставило Вильнюс на время отозвать декларацию о суверенитете. Однако затем в республике произошел скачок цен, спровоцировавший новые акции протеста. Советское руководство ввело в Литву дополнительные армейские части. В ответ местное правительство призвало граждан выйти на улицы и отстоять независимость.
Напряженность достигла пика в ночь на 13 января 1991-го, когда подразделения ВДВ Советской армии и отряд «Альфа» КГБ СССР пошли на штурм вильнюсского телецентра, захваченного сторонниками идеи о выходе из СССР. Начались массовые беспорядки, в ходе которых погибли 15 мирных граждан и еще сотни пострадали. В других республиках Союза прошли масштабные демонстрации.
Сохранить единство СССР не удалось. Вскоре обострилось противостояние между Горбачевым и руководителем РСФСР Борисом Ельциным, которое вылилось в августовский путч. Это политическое событие ускорило процесс распада Советского Союза, чем поспешили воспользоваться власти Литвы, Латвии и Эстонии. В том же месяце Ельцин издал указы о признании независимости прибалтийских республик. В сентябре 1991 года такое же решение принял Горбачев.
После выхода из состава СССР экономика некогда благополучных стран Балтии начала увядать. Модернизированные и построенные при Советском Союзе предприятия прекратили свое существование, росли показатели безработицы, начался отток населения в Европу.
Лидеры прибалтийских республик винят в своих проблемах «советскую оккупацию». В 2015 году министры юстиции Литвы, Латвии и Эстонии подписали меморандум о сотрудничестве. Он подразумевает координацию деятельности по взысканию с России «ущерба за советскую оккупацию». В Латвии его оценивают приблизительно в $300 млрд, в Литве — в $800 млрд, в Эстонии — в «скромные» $1,2 млрд.
Межевич отметил, что прибалтийские государства не получат никаких выплат. «Предложения о компенсации от России за „советскую оккупацию“ сродни просьбам мошенников перевести деньги „на безопасный счет“. Они полагают, что мы идиоты, но это вовсе не так», — резюмировал эксперт.
Читайте также:
Русофобка Кая Каллас: почему ненавидит РФ, как Лавров ставит ее на место
Польша и прибалты готовятся к войне с РФ. Что за линию обороны они строят?
Путин ловко переиграл ЕС: Европа на коленях приползет к России за газом