Почему в России стремительно растут цены на гречку

Экономика 22 октября, 2019 / 14:56

На продовольственном рынке, уже далеко не первый раз за последние десять лет, вновь замаячила «гречневая лихорадка». Цена на один из самых народных продуктов снова неуклонно поднимается вверх. Почему же именно эта культура всё чаще фигурирует в сводках финансовой отчётности? Подробности об этом — в материале News.ru.

Гендиректор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко заявил, что за последние недели на российском рынке круп наблюдается падение оптовых цен на пшено и рис. А вот на гречку они, напротив, поднимаются вверх. Так, пшено подешевело на 6 тыс. рублей — до 38 тыс. 125 рублей за тонну; в июле крупа стоила 55 тыс. 291 рубль, в начале августа — 49 тыс. 165 рублей. Гречка за неделю стала дороже на 375 рублей, за тонну теперь она стоит 23 тыс. 165 рублей.

В Институте конъюнктуры аграрного рынка это обстоятельство объясняют, в частности, ростом посевной площади под просо в 2019 году. Также цены увеличиваются по причине роста стоимости поставок сырья, начавшегося с июля. Плюс к этому — за последние два года на рынке дал о себе знать избыток предложения, что повлекло за собой снижение посевных площадей под гречиху.

В рознице подорожание гречки началось с конца июля. У производителей она начала расти в цене ещё с июня, а к августу общий рост цен у производителей был равен 50%.

В октябре поставщики гречневой крупы начали активно уведомлять торговые сети о повышении оптовых цен в промежутке от 5% до 50%.

Росстат также фиксирует: в январе–сентябре 2019 года гречка подорожала на 6,4%, в итоге — до 51 рубля за килограмм. Заметим, вплоть до конца 2018 года цены на продукт понижались в течение почти двух лет.

Фото: Xinhua/Global Look Press

Примечательно, что почти две трети всего отечественного объёма этой культуры выращивается в Алтайском крае. И именно в этой географической привязке кроется ещё одна из причин удорожания: посевы в этом году оказались самыми маленькими с начала нулевых годов.

Таким образом, вопрос цены на гречку становится уже чем-то из разряда «долгоиграющих» и при этом не успевающих терять свою актуальность новостей. Одним из ведомственных ньюсмейкеров по гречневой тематике неоднократно выступала Федеральная антимонопольная служба. Восемь лет назад ФАС в ходе мониторинга цен на основные продукты питания подготовила анализ того, как формируются цены на гречневую крупу в оптовом звене. Тогда, в 2011 году, вывод не заставил себя ждать: «Объективных оснований для повышения цен на гречку в розничной сети нет».

Однако в 2017 году ФАС проиграла в суде дело против «гречневых королей» — Верховный суд РФ отменил решение Федеральной антимонопольной службы в отношении ООО «Зельгрос», ООО «Агроторг», ЗАО «Тандер», ЗАО «Торговый дом „Перекрёсток“» и ООО «Ашан». А 11-й Арбитражный апелляционный суд отменил постановления о наложении штрафов в отношении фирм «Зельгрос», «Агроторг» и «Торговый дом „Перекрёсток“». Дело в отношении указанных шести компаний было заведено по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ № 135 «Заключение и участие в соглашении, которое приводит к установлению, поддержанию розничных цен».

Как рассказал News.ru директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Власенко, каждая торговая сеть имеет собственные договорённости с поставщиками об условиях поставок. Соответственно, информация от поставщиков по повышению цен на гречку в АКОРТ не поступала.

Илья Власенко, директор по внешним связям АКОРТ

По имеющейся у нас информации, ряд крупных торговых сетей получили предупреждения от поставщиков о повышении цен на гречку. Эксперты оценивают уровень производства гречки в этом году как достаточный, без дефицита, для внутреннего потребления. Повышение цен, указал представитель АКОРТ, связывается с уменьшением количества поставляемой гречки: два предыдущих года цены на неё не повышались и были на низком уровне. Производители сократили посевные площади и, как результат, поставки.

Как полагает старший эксперт Института экономики переходного периода имени Гайдара, кандидат экономических наук Cергей Жаворонков, среди факторов, влияющих на колебание цен на большинство продовольственных товаров, нельзя сбрасывать со счетов такой важнейший параметр, как сезонность.

Сергей Жаворонков, старший эксперт Института экономики переходного периода имени Гайдара

Фото: RBC.RU
Если вы придёте на рынок и найдёте там особо пользующиеся спросом азербайджанские помидоры, то не сможете не заметить одну примечательную деталь их сбыта: летом вы их можете купить за 100 рублей, а к Новому году цена на них подтянется до 350–400 рублей за килограмм. И никуда от этого не деться, это — неотъемлемая часть в ценообразовании категории, как называют в бизнесе, скоропортящихся товаров.

Гречка не совсем скоропортящаяся единица товарной номенклатуры, но к сезонной продукции она также, по замечанию собеседника News.ru, относится: то, что дёшево стоит в страду, в разы дороже стоит зимой.

Есть, конечно, такой важный аспект, как урожайность, который, как известно, зависит от погодных условий в том или ином году. И вполне вероятно, что именно под эту культуру показатели урожайности за минувший год снизились, заметил экономист. По его наблюдению, налицо ценовые качели: цена пошла вверх — соответственно, начинают больше сеять эту культуру; цена пошла вниз — сразу обозначается нерентабельность гречихи, и тогда сельхозпроизводитель выбирает не её, а пшеницу или кукурузу, например.

«Но про какие-то картельные сговоры я бы не стал говорить всерьёз, — уточнил Жаворонков, — по одной простой причине: на данный момент производителей гречки в России огромное количество».

По его мнению, АКОРТ права со своей стороны — их представители не лукавят, заявляя, что они не имеют отношения к последнему повышению цен. А только на одних поставщиков гречневой крупы все подозрения наводить тоже было бы несправедливо. «По сути, пример с подорожанием гречки, — констатирует эксперт, — хорош для понимания сложившегося принципа товарооборота: для того чтобы агропоставщику работать с сетями, ему нужно обладать достаточно крупными товарными объёмами. Сеть же требует поставок строго стандартизированного товара — по большому счёту, вовлечь мелких производителей в сети практически невозможно в принципе».

Кроме того, сформированы торговые бренды, у которых нет собственного производства, они размещают заказы на других производствах. Но они обладают оборотным капиталом, который позволяет платить все эти бонусы, которые сети и взымают с поставщиков. «Поэтому я не думаю, что последний рост цен на гречку произошёл без экономического обоснования», — заключил эксперт.