Программа перехода с зарубежных продуктов питания на российские не выполнена, сообщили аналитики. В частности, наша страна покупает больше, чем планировалось, молочной продукции, мяса, а также овощей и фруктов. В Минсельхозе, тем не менее, считают, что успехи есть. С 2012 года России удалось значительно снизить импорт основных видов продовольствия, сообщили NEWS.ru в министерстве. Между тем благодаря падению курса рубля российские продукты оказались дешевле импортных.
Стратегия импортозамещения была принята в России в 2012 году и рассчитана до конца 2020-го. В 2014-м её роль резко выросла после того, как правительство запретило поставки целого ряда продуктов из Европы в ответ на антироссийские санкции.
Однако полностью выполнить поставленные цели так и не получилось, сообщил «Коммерсант» со ссылкой на исследование Национального рейтингового агентства (НРА). К примеру, импорт молочной продукции к концу 2020 года сократился лишь на 20% вместо планируемых 30%.
Впрочем, российские производители считают такие темпы вполне нормальными.
У нас две большие индустрии — производство сырого молока и его переработка. За последние шесть лет производство сырья росло в среднем на 3% в год. Мы прибавили 3 млн тонн, или 15%, от общего объёма производимого молока. Можно было достичь и более высоких темпов, но с точки зрения устойчивого развития 3% — вполне хороший показатель.
В переработке, по словам эксперта, хорошо развивается производство сыров, сыворотки и сухих продуктов.
В Минсельхозе РФ NEWS.ru сообщили, что в 2020 году производство молока в хозяйствах всех категорий вырастет на 2,5% (771,5 тыс. тонн) к уровню 2019 года и достигнет 32,1 млн тонн.
Закупка за рубежом овощей и фруктов в России снизилась на 11%, хотя стратегия импортозамещения предполагала 20%. Хуже всего обстоят дела с импортом овощей, который за восемь лет уменьшился на 27% при цели в 70,3%.
В России всю овощную продукцию делят на овощи открытого грунта и защищённого грунта, например, теплицы. У последних всё в порядке: производство уже пять лет активно растёт, а импорт снижается: только в этом году он упал на 15%, сообщил NEWS.ru директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков. Главные сложности, по его словам, у овощей открытого грунта, которые составляют привычный россиянам набор для борща.
У открытого грунта нет проблем с производством, но есть проблема с хранением. Мы производим много овощей, и если бы могли их все сохранить, то вообще не нужно было бы ничего импортировать. Но хранилищ не хватает, и поэтому каждую весну, когда заканчиваются собственные запасы, мы вынуждены закупать овощи за рубежом. Если будут хранилища, мы можем производить вдвое больше овощей — земли для этого достаточно.
Сейчас в России, по словам эксперта, в год промышленным способом выращивается порядка 5–5,5 млн тонн овощей, не считая картофеля. Этого достаточно, чтобы обеспечить всю страну, но только до весны значительная часть урожая не доживёт. Поэтому осенью у нас такие низкие цены на овощи — производители стараются продать то, что они не смогут сохранить.
С фруктами иная ситуация. Многие из них, включая популярные лимоны, апельсины, бананы, в России вообще не растут и всегда будут импортироваться. Основной выращиваемый в России фрукт — это яблоко.
Производство яблок растёт, лишь в этом году был неурожай из-за весенних заморозков. А так Россия стабильно выращивает порядка 1 млн тонн этих фруктов и сама себя обеспечивает на 60%. Доктрину производственной безопасности по яблокам мы выполнили ещё 2019 году, — отметил Михаил Глушков.
Помимо яблок в нашей стране выращиваются груши, вишня, черешня, персики, абрикосы. Но объёмы здесь не такие большие, плюс эти фрукты не могут храниться долго, поясняет эксперт. Поэтому Россия покупает их за рубежом.
Переход с импортного мяса на российское также не достиг первоначальной цели. Впрочем, здесь объёмы завозимой продукции удалось сократить на весомые 65%. Но даже это почти на 3 процентных пункта меньше, чем заложено в стратегии.
С мясом в целом у России дела обстоят хорошо, отмечает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Однако есть проблемы с говядиной.
Сложности с говядиной связаны с тем, что здесь долгий инвестиционный цикл. Птица-бройлер вырастает до необходимых параметров за 40 дней, у свиньи с момента рождения до забоя проходит 150 дней, а для говядины нужно 1,5 года. Плюс одна свинья приносит до 14 поросят, а корова лишь одного телёнка.
Нужно оценить, стоит ли стремиться замещать импортную продукцию в таких масштабах или нет, считает эксперт. Бывает, что по объективным причинам, например, из-за климата, завезти продукцию по импорту гораздо дешевле и проще, чем производить её круглогодично в России.
В 2020 году Россия, по оценке Минсельхоза, обеспечит себя мясом и мясной продукцией на 100,4% при целевом показателе Доктрины продовольственной безопасности 85%. Производство скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий в 2020 году, по предварительной оценке, составит 15,6 млн тонн, что на 3,2% (481 тыс. тонн) больше уровня 2019 года.
По оценке Минсельхоза России, в 2020 году пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности будут превышены, в частности по зерну — ожидаемый уровень составляет порядка 163,6% (показатель Доктрины — 95%). Будет значительно перевыполнен показатель по растительному маслу — 190,1% (90%). Производство сахара также превышает показатели доктрины, самообеспеченность данной культурой составит 100,0% (90%), — сообщили в министерстве.
Отлично обстоят дела и с рыбой, здесь Россия обеспечивает себя на 143,4%. Картофелем — на 95,6%, а овощами и бахчевыми на 88,6%.
Между тем в этом году продукция российских производителей стала более конкурентоспособной по отношению к импорту. Помогло резкое падение курса рубля — более 20% с начала года — к доллару и евро. О том, что покупать отечественную продукцию дешевле, заявили и в «Союзмолоке», и в Плодоовощном союзе.
Это действительно выгодно для наших покупателей, подтверждает президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков.
При таком курсе рубля любая продукция, которая производится в России, оказывается дешевле, чем аналогичный импорт. Магазинам же важно, чтобы товар был качественным и дешёвым. Чем дешевле, тем легче выиграть конкуренцию. Поэтому если продукция хорошая и недорогая, её и будут закупать.
Сложившаяся ситуация выгодна и производителям, которые смогут продать свою продукцию и покупателям, которые купят её дешевле, подытожил эксперт.