Согласно данным мобильного оператора T2, число россиян, приобретающих товары и услуги в рассрочку, увеличилось почти втрое. Так, с января 2023 года по сентябрь 2025 года ежемесячное количество пользователей, использующих сервис деления платежей, выросло в 2,8 раза — с 1,4 млн до 3,9 млн человек. NEWS.ru рассказывает о преимуществах и рисках использования такой опции.
Аналитики подсчитали, что в среднем ежемесячный прирост пользователей составлял 7%. По их мнению, увеличивающаяся популярность сервисов рассрочки связана с расширением их присутствия в торговых точках. А кроме того, они связывают это с рядом экономических факторов.
Сервисы рассрочки наиболее востребованы среди россиян в возрасте 35–44 лет. Они пользуются ими почти на 90% больше клиентов 25–34 лет, а также на 30% больше тех, кому 45–54 года.
По мнению аналитика ФГ «Финам» Игоря Додонова, выгода рассрочки состоит в возможности совершить покупку немедленно, даже если нет необходимой суммы денег.
«Особенно это актуально, если, например, сломалась какая-то крупная бытовая техника, которую желательно заменить побыстрее. Плюсы рассрочки заключаются в отсутствии переплаты (в отличие от традиционного кредита), удобстве и простоте оформления, гибкости условий», — пояснил он NEWS.ru.
Среди минусов эксперт назвал возможность значительных штрафов и ухудшение кредитной истории в случае просрочки платежей, а также, как правило, ограниченную сумму покупки. Кроме того, легкость оформления рассрочки может подтолкнуть людей к импульсивным и необдуманным тратам, отметил Додонов. При этом, по его словам, процесс отмены заказа, оплаченного при помощи сервиса рассрочки, может быть более длительным и сложным.
Самое главное, что такой подход к продажам товаров и услуг делает их более доступными. Такую точку зрения в беседе с NEWS.ru высказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.
«Востребованность сервиса вполне ожидаема и понятна: сегодня россияне очень взвешенно подходят к покупкам. Оплата товаров частями — это возможность приобрести необходимую вещь или несколько товаров сейчас, сразу, не копить, а просто распределить платежи по времени», — считает он.
Сервис очень востребован при покупке товаров с высоким чеком — техники, электроники, мебели, а также путешествий, объяснил эксперт. В отличие от банковских кредитов, при оплате долями конечная стоимость товара не становится больше, и в этом заключается его преимущество, отметил эксперт.
«По сути, рассрочки для оплаты дорогостоящих товаров выбирают не из-за финансовой нужды, а с целью рационально распределить свой бюджет», — отметил Соколов.
Компании в принципе стараются добавлять как можно больше платежных опций, чтобы у людей была возможность платить так, как им удобно, и сегодня у них максимальный выбор способов оплаты, а современные технологии позволяют сделать все максимально быстро с минимальным количеством кликов. Такие предложения, по мнению эксперта, стимулируют покупательский спрос, а также повышают лояльность клиентов.
В АКИТ пока не видят глобальных рисков в применении сервисов рассрочки. Однако на спрос может повлиять вступающее с 1 апреля 2026 года регулирование, которое ограничивает максимальную сумму покупки в рассрочку до 50 тысяч рублей.
Очевидно, что пользователи не смогут использовать инструмент рассрочки для многих товаров свыше этой суммы, например в сфере ремонта и строительных материалов, образования или путешествий, полагает Соколов.
В настоящее время в нашей стране работает значительное число сервисов рассрочки — как от маркетплейсов, так и от банков, рассказал Игорь Додонов.
«Это „Ozon Рассрочка“, „Рассрочка от Wildberries“, „Яндекс Сплит“, „Долями“ от Т-Банка, „Подели“ от Альфа-Банка, карта рассрочки „Халва“ от Совкомбанка, „Плати частями“ от „Сбера“ и другие. Условия по ним можно узнать на сайтах соответствующих маркетплейсов/банков», — поделился он.
Как объяснил NEWS.ru старший управляющий директор Совкомбанка Александр Дворский, собственные сервисы маркетплейсов встроены непосредственно в процесс покупки на сайте или в приложении. Сервисы рассрочек (BNPL) от банков и отдельных компаний, такие как «Плайт», встроены в способы оплаты в различных интернет-магазинах. Чтобы воспользоваться ими, необходимо выбрать соответствующий способ оплаты в процессе оформления заказа, отметил эксперт.
Кроме того, существуют универсальные банковские продукты, например карты рассрочки, которые клиент может использовать не в одном, а в тысячах магазинов-партнеров по всей стране, а также в офлайн-точках. Они действуют по тому же принципу «ноль процентов» и дают покупателям больше гибкости и выбора, заключил Дворский.
Читайте также:
Когда нечем платить: как законно получить отсрочку по кредиту
Как банки обманывают людей по вкладам и кредитам: это должен знать каждый
Новые правила выдачи кредитов с 1 сентября: что изменится, кого коснется