Насколько подорожает хлеб в России

Экономика 23 октября, 2018 / 14:38

Никакого массового подорожания хлеба в стране не будет, заявили News.ru в Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК). До конца года цены повысятся не более чем на 3−4%, то есть в рамках ныне сложившегося тренда, уверены в организации.

Накануне красноярские компании ООО «Ярхдеб» и ООО «Дихлеб» предупредили торговые сети об увеличении отпускных цен на весь ассортимент в среднем на 8−12%. Производители, как пишет «Коммерсант», сослались на следующие причины: минимальная рентабельность, девальвация рубля, повышение минимального размера оплаты труда на 20% с мая, рост налоговых отчислений и цен на муку, бензин, упаковку, пищевые ингредиенты. В свою очередь, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила о намерении проверить действия ООО «Ярхлеб» и ООО «Дихлеб» на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.

Цены растут, но медленно

Президент Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) Юрий Кацнельсон в беседе с News.ru назвал «дезинформацией» сообщения о грядущем подорожании хлеба.

«У нас цены на хлеб и хлебобулочные изделия по сравнению с концом сентября прошлого года изменились следующим образом, — сообщил он. — Продукты из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов подорожали на 3,9%. Продукты из пшеничной муки высшего сорта — на 3,4%. А из ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки — на 2,6%. Да, цены на хлеб растут, как и на любые другие продовольственные товары, но — медленно. Мы считаем, что на ближайший период динамика роста сохранится примерно в таких же пределах: 2−3%».

Кацнельсон не видит проблем, которые бы вызывали рост цен. По его словам, в России есть все необходимые сырьевые компоненты, чтобы производить хлебопекарную продукцию.

Пекарня в безвоздушном пространстве

«Чего пока не хватает — это достаточного уровня конкуренции, — отмечает руководитель РОСПиК. — Сейчас конкуренция у нас на уровне „1“ — то есть на десять тысяч жителей имеется один субъект хлебопечения. В развитых странах этот показатель составляет „3“ или „4“, поэтому нам нужно увеличить в несколько раз количество таких субъектов. Для этого региональные власти должны повернуться лицом к хлебопекарному бизнесу».

Фото: Сергей Лантюхов/News.ru

Как выразился Юрий Кацнельсон, «пекарню в безвоздушном пространстве не построишь»: пекарям необходимо сдавать в длительную аренду либо участки земли, либо небольшие помещения. Кроме того, по его словам, в хлебопекарном деле «медленно идёт улучшение профессионализма, многие работники обладают очень невысокой степенью компетенции, и над этим РОСПиК серьёзно работает».

Доля зерна в структуре себестоимости

В свою очередь, директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина пояснила News.ru, что доля зерновых в структуре себестоимости хлебобулочных изделий составляет 30−40%.

«Это зависит от технологии производства, — говорит она. — Соответственно, рост цен на зерно вполне может быть фактором повышения цен на хлеб. Но мне бы хотелось отметить следующий момент: у нас на рынке представлен достаточно широкий ассортимент хлебобулочных изделий — как низкого ценового сегмента, так и премиального качества. В этих двух основных сегментах цены будут расти неодинаково: в первом случае — максимум в пределах 5%, во втором — в пределах 10%».

Президент Союза хлебопекарной промышленности Валерий Чешинский отказался комментировать ситуацию. «В Совете Федерации и в Государственной думе всё уже было сказано», — сообщила News.ru по телефону его помощница.

Стратегический продукт

Между тем, многие участники рынка сходятся во мнении: сегодня государство заботится, прежде всего, о производителях сельхозсырья, а о предприятиях пищевой перерабатывающей промышленности — лишь в малой степени. Хотя именно переработчики обеспечивают наличие товаров на прилавках. В отсутствие господдержки, заявляют независимые эксперты, производственные фонды изнашиваются, собственных средств на модернизацию не хватает.

За последние 10−15 лет потребление хлеба в мире и России снизилось на 25% — в среднем с 80 до 60 кг на человека в год. Это связано с изменением рациона и структуры питания, растущей популярностью идеи здорового образа в жизни. Однако при всех обстоятельствах этот продукт сохраняет в стране стратегическое, «политическое» значение. Пристальнее всего власти следят за ценой на хлеб, которая практически никогда не поднимается выше уровня инфляции.