Российские предприниматели начали оправдывать сокращения выплат сотрудникам политикой «тактической нищеты». Как топ-менеджеры пытаются замаскировать финансовые трудности и переложить их на плечи сотрудников, что делать для сохранения доходов — в материале NEWS.ru.
Профессор бизнес-практики Московской школы управления Сколково Елена Витчак заявила NEWS.ru, что термин «тактическая нищета» сложно назвать управленческой стратегией. По ее словам, это скорее метафорический ответ на снижение уровня дохода людей и усложнение процессов ведения бизнеса. Новое понятие останется на какое-то время, так как работники будут сталкиваться с подобной тактикой, подчеркнула она.
В Китае многие крупные корпорации сознательно поддерживают атмосферу постоянного напряжения в части доходов и расходов. Например, Xiaomi долгие годы декларировала минимальные маржи (искусственным образом) и сдерживала рост зарплат, делая ставку на высокую интенсивность труда и идею «общей миссии». В компании отмечают, что эта тактика способствует достижению высоких результатов.
В частности, Джеф Безос (основатель компании Amazon, создатель и владелец аэрокосмической компании Blue Origin. — NEWS.ru) регулярно пишет пугающие письма менеджерам, считая, что страх является лучшим мотиватором, сказала Витчак.
«Работодатель, практикующий „тактическую нищету“, уверен, что ощущение дефицита ресурсов повышает производительность, снижает требования сотрудников и укрепляет управленческую вертикаль», — заявила эксперт. Проблема состоит в том, что финансовые трудности и управленческая манипуляция выглядят почти одинаково, но причины у них разные, добавляет она.
Во-первых, стоит обратить внимание на прозрачность цифр, советуют опрошенные NEWS.ru эксперты. Если бизнес переживает кризис, то руководство обычно объясняет его конкретными факторами: падением спроса, ростом издержек, а также изменениями в регулировании. Когда вместо цифр звучат только абстрактные фразы про непростые времена, то это повод для сомнений.
В случае кризиса сокращения затрагивают не только рядовых сотрудников, но и управленцев. Если бонусы топ-менеджмента сохраняются, а персоналу предлагают затянуть пояса, то речь идет о перераспределении ресурсов.
Руководство компании может говорить о дефиците средств, но при этом запускать дорогие проекты, расширять офисы или активно инвестировать. Это признак тактической экономии, а не вынужденных мер, сказала Витчак.
Компания может заранее сокращать расходы, если ожидает спад спроса или потерю клиентов, замечают эксперты.
Помимо этого, на проблемы может указывать реструктуризация бизнеса. При смене стратегии — выходе на новые рынки или закрытии старых направлений — финансовые потоки временно «замораживаются», подчеркнула Витчак.
Она также советует обращать внимание на кассовые разрывы и долговые обязательства. Прибыль на бумаге есть, но деньги от клиентов еще не поступили, а выплаты по кредитам, облигациям или аренде уже близко. В такой ситуации экономия — это вопрос финансовой устойчивости, а не жадности.
В условиях неопределенности важно сохранять профессиональную дистанцию и финансовую осознанность, рекомендует Витчак.
Рациональная стратегия — не конфликтовать, но и не игнорировать сигналы рынка:
Сотрудникам следует внимательно ознакомиться с должностной инструкцией, трудовым договором, правилами и критериями выплат премий, рекомендует доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко.
«Нужно заранее (в момент трудоустройства) проговаривать и фиксировать все договоренности о графике работы и о зарплате в трудовом договоре», — отмечает собеседник NEWS.ru.
Читайте также:
HR-эксперт рассказала, каким будет рынок труда в 2026 году
В Госдуме объяснили, чем должен сопровождаться рост лимита сверхурочных
Меньше работать, больше зарабатывать: в РФ сократилось число трудоголиков