За последние пару лет в ПДД и Кодексе об административных правонарушениях произошло немало изменений. Однако далеко не все водители о них знают. NEWS.ru выяснил, чего надо опасаться водителям на дороге и какие неожиданные штрафы в 2023 году можно получить.
Наказание за разговор по телефону за рулем без использования системы «свободные руки» существует много лет. Однако до недавнего времени ГИБДД за этот проступок наказывала крайне редко. И российские водители привыкли к тому, что во время движения можно не только разговаривать по телефону, но и писать сообщения. При этом многие уверены, что в последнем вообще нет ничего противозаконного: мол, переписка — это не разговор.
Между тем в ст. 12.36.1 КоАП сказано именно про «пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном». А это значит, что под запрет попадает не только разговор, но и переписка в мессенджерах, введение в поисковую строку навигатора адреса, просмотр видеоролика и так далее.
Но гораздо важнее другое. Несколько лет назад в России появились дорожные камеры, которые видят, как водитель говорит по телефону. И с каждым днем умных устройств становится все больше и больше. Если еще в 2021 году в Москве камеры ежемесячно ловили меньше 100 водителей, которые разговаривали по телефону, то в 2023 году речь идет уже о 20 тыс. штрафах в месяц. И это только в российской столице.
Наказание за разговор по телефону за рулем составляет 1,5 тыс. руб. Причем в день можно получить несколько штрафов — достаточно во время длительного разговора проехаться под несколькими камерами. Заплатить штраф можно с 50% скидкой.
Правило, которое требует пристегиваться ремнем безопасности, существует несколько десятков лет. Однако только недавно ГИБДД получила эффективный «кнут», который заставил всех пристегиваться — речь снова о камерах на дорогах. Они научились выявлять водителей, которые едут без ремня безопасности: в 2023 году нарушители массово начали получать штрафные квитанции по почте. Один проезд под умной камерой без ремня — это 1 тыс. руб. А если камер на пути несколько, то и штрафов придет целая пачка.
Мало того, оштрафовать могут и в том случае, если водитель пристегнулся, а пассажир нет. Согласно ст. 12.6 КоАП водитель может получить штраф 1 тыс. руб. не только за «управление», но и за «перевозку пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности». Причем неважно, спереди они сидят или на втором ряду.
А если вы везете ребенка младше 12 лет без ремня, то штраф может быть уже 3 тыс. руб. (при этом малышей до 7 лет нужно перевозить обязательно в кресле).
Выбрасывать мусор из автомобиля — некультурно. А с недавнего времени это еще и дорого. Дело в том, что в 2023 году в силу вступил закон, который позволяет с помощью дорожных камер наказывать водителей, которые выбрасывают мусор на дорогу или обочину.
Например, если мусор был выкинут из автомобиля, который принадлежит физическому лицу, то в первый раз оштрафуют на 10–15 тыс. руб., а при повторном нарушении в течение года на 20–30 тыс. руб. (ст. 8.2, ч. 3.1 и 3.2 КоАП). Но если речь идет о грузовике, который оформлен на юридическое лицо, то штраф будет 100–120 тыс. руб., а при повторном нарушении — 150–200 тыс. руб. И самое главное — у юридического лица возможна конфискация транспортного средства.
Проблема с парковкой остро стоит во всех крупных городах. Однако это не означает, что можно спокойно парковаться на газоне. Единого наказания в России за это нарушение нет. Но, например, в Москве за парковку на газоне можно получить штраф 5 тыс. руб. (ст. 8.25 КоАП Москвы). И чтобы получить такой штраф, достаточно лишь одним колесом наехать на газон. А наказание для юридических лиц и вовсе составляет 300 тыс. рублей. Получить штраф за парковку на газоне тоже можно с камеры, которая, например, установлена на автомобиле ГИБДД.
1 марта 2023 года в России вступили в действия обновления ПДД, которые скорректировали многие разделы правил. В основном речь идет о небольших технических изменениях, однако кое-что появилось действительно новое. Например, синяя прерывистая разметка. Если вы ее встретите на дороге, то знайте — она говорит о том, что парковка в данном месте платная.
Если не заплатить за стоянку в синей зоне, то можно получить серьезный штраф: в Москве это 5 тыс. руб., в Санкт-Петербурге — 3 тыс. руб., а в других городах России обычно от 500 до 1500 руб.
Не все водители привыкли к тому, что штраф за нарушение ПДД при проезде железнодорожных путей составляет не 1 тыс. руб., как несколько лет назад, а 5 тыс. руб. (ужесточение наказания произошло в 2021 году). И если раньше штраф можно было заплатить со скидкой 50% в течение первых 20 дней, то сейчас никаких льгот не предусмотрено.
Если же нарушение выявил инспектор ГИБДД, а не камеры, то суд может лишить водителя прав на 3–6 месяцев (а при повторном нарушении — уже на 1 год).
Еще одно важное изменение ПДД, которое вступило в силу 1 марта 2023 года, связано с появлением термина «направляющий островок» — ранее в правилах использовалось словосочетание «островок безопасности». Направляющий островок придуман для создания «благоприятных условий разделения и слияния транспортных потоков» (обычно он похож на треугольник).
За парковку на таких островках можно получить штраф: 500 руб. (а в Москве или Санкт-Петербурге — 2,5 тыс. руб.). Однако при вынужденной остановке или при крайней необходимости заезжать на направляющие островки можно.
Согласно изменениям ПДД от 1 марта 2023 года, временными считаются не только знаки на желтом фоне, но и «обычные» знаки, которые установлены на переносных опорах. Однако гораздо важнее то, что с недавнего времени дорожные камеры стали настраивать на временные ограничения — например на скорость «40» или «20». И получить неожиданный штраф в таких местах в 2023 году стало гораздо проще.
Обязательный техосмотр в России отменен — его нужно теперь проходить только при проведении регистрационных действий в ГИБДД (например, при постановке машины на учет). Однако многие забывают, что после отмены техосмотра для физических лиц появился штраф за его отсутствие — 2 тыс. руб. Ведь техосмотр отменили только для физических лиц. А вот таксистам, юридическим лицам, владельцам автобусов и грузовиков техосмотр по-прежнему проходить надо.