В Сочи завершился первый саммит Россия — Африка, который стал не только самым масштабным, но и одним из наиболее дорогих событий в России за последние 10 лет. На организацию мероприятия потратили около 4 млрд рублей, зато заявленных контрактов было подписано более чем на 800 млрд рублей. Сделки касались традиционно сильных для России направлений: добычи полезных ископаемых, поставок вооружений и атомных технологий. Но несмотря на внушительные цифры на бумаге, это не означает, что на практике все инициативы будут реализованы.

На итоговой пресс-конференции советник президента РФ Антон Кобяков заявил, что на саммите было подписано более 50 контрактов на общую сумму 800 млрд рублей (около $12,5 млрд), причём это не окончательная цифра. Он также добавил, что форум посетили более 40 глав государств и более 120 министров.

Хотя на форуме обсуждались различные сферы сотрудничества, включая образование, здравоохранение и борьбу с терроризмом, основное внимание было сосредоточено на оружии и полезных ископаемых. Как заявил гендиректор Рособоронэкспорта Александр Михеев, в 2019 году Россия поставит вооружение девяти африканским странам на $4 млрд. Стороны договорились о создании центров по ремонту военной техники в Анголе, Уганде, Нигерии и Эфиопии, а президент Центральноафриканской Республики Фостен-Арканж Туадера заявил, что его страна рассматривает возможность строительства российской военной базы на своей территории.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Россия заключила соглашения по военно-техническому сотрудничеству с более чем 30 странами (Африки. — News.ru), которым мы поставляем широкую номенклатуру вооружения и техники. Часть таких поставок идёт на безвозмездной основе, — заявил президент Владимир Путин на пленарном заседании саммита Россия — Африка.

Впрочем, как замечает журнал The Economist, на деле эти договоры ограничиваются довольно расплывчатыми формулировками, а реальное сотрудничество в военной сфере зачастую сводится к тренировке африканских силовиков российскими специалистами. У РФ в данный момент нет ни одной военной базы на Чёрном континенте, несмотря на то, что она вела переговоры по этому вопросу с несколькими странами, включая Джибути. Но на руководство Джибути надавили Соединённые Штаты, уже имевшие там свою базу, поэтому российской стороне было отказано. Издание заключает, что амбиции Москвы в Африке нередко наталкиваются на тех, кто пришёл на этот континент раньше, — США и Китай. России в этих условиях остаётся делать рискованные ставки на нестабильные африканские режимы.

По этим причинам одним из российских плацдармов в Африке стала Центральноафриканская Республика (ЦАР), одна из беднейших и опаснейших стран континента. Считается, что именно военная помощь России помогла президенту Фостену-Арканжу Туадера сохранить власть в 2017 году, когда Франция годом ранее полностью вывела своих военных из бывшей колонии и ЦАР столкнулась с оружейным эмбарго. На саммите Туадера предсказуемо выразил надежду на то, что военное сотрудничество Москвы и Банги продолжится.

В 2019 году Россия передала партию вооружений, это удовлетворяет все наши потребности в области стрелкового оружия, — подчеркнул президент ЦАР. — Мы надеемся, что Россия продолжит подготовку наших кадров, подготовку наших офицеров, в том числе в российских университетах.

Разумеется, режим Туадера был поддержан не в рамках чистого альтруизма, а в обмен на доступ к богатым природным ресурсам его страны: золоту и алмазам. Компания АЛРОСА, занимающаяся добычей алмазов, на саммите обратила особое внимание и на новых партнёров —Зимбабве и Мозамбик. По словам представителей компании, до конца этого года они получат 15 лицензий на геологоразведку в Зимбабве, а всего на саммите было согласовано 30 лицензий. Кроме того, глава АЛРОСА Сергей Иванов встретился с президентом Мозамбика Филипе Ньюси и обсудил добычу драгоценных камней в его стране.

Это только некоторые из согласованных на форуме сделок, количество и размах которых действительно впечатляют. Впрочем, радужная картина меркнет, если посмотреть на аналогичные цифры сотрудничества Африки с Китаем. В прошлом году общая стоимость взаимной торговли между Россией и Африкой южнее Сахары равнялась $5 млрд, в то время как Китай и США наторговали на $120 млрд и $35 млрд соответственно. Хотя объём российско-африканского товарооборота растёт небывалыми темпами (с 2006-го по 2018-й он увеличился на 336%), происходит это за счёт того, что цифры изначально были небольшими. Однако тренд, скорее всего, продолжится: Владимир Путин заявил, что в ближайшие четыре года необходимо в два раза нарастить торговлю с Чёрным континентом.

Несмотря на все прозвучавшие слова, Кремлю, возможно, будет сложно воплотить заявленную цель об удваивании торгового оборота, — считает издание Financial Times. — В отличие от Китая, который является импортёром сырья и экспортёром готовой продукции и поэтому может быть естественным партнёром Африки, Россия также экспортирует природные ресурсы, и следовательно, конкурирует с Африкой на одних и тех же рынках.

Больше всего внимания в России привлекли слова Путина о том, что Москва простила африканским странам «советские» долги на $20 млрд, хотя это не новость. Специалистам этот факт был известен давно, а глава МИД РФ Сергей Лавров публично комментировал это ещё в прошлом году. Но беспокойство общественности можно понять: учитывая такую кредитную историю наших африканских партнёров, возникает вопрос, какие дивиденды России в итоге принесут анонсированные сделки на $12,5 млрд.