За последние две недели по крайней мере двум гражданам Ливана едва удалось избежать захвата израильскими военными. Национальное информационное агентство NNA сообщило о том, что «враждебная» израильская пехота пересекла границу и бросила несколько ручных дымовых гранат в попытке захватить ливанского пастуха.

Пастушье ремесло считается спокойным и уединённым делом, но не в пограничных районах южного Ливана, отмечает The Guardian. Частично это объясняется тем, что между Ливаном и Израилем не существует официальной границы, а только линия разграничения по «ливанской резолюции», принятой Совбезом ООН в 2005 году, известная как «голубая черта». ООН считает, что Израиль полностью покинул территорию Ливана, но в Бейруте признают своим тот район, который израильтяне называют «Хават Шаба», а арабы — «Фермы Шебаа». Пастухи и мелкий рогатый скот часто случайно пересекают слабо обозначенную границу — за 2017 год миротворческие силы ООН, патрулирующие район, зафиксировали более 800 нарушений «голубой черты». В свою очередь ливанские военные рапортуют о том, что ЦАХАЛ размещает технические разведывательные средства на территории «сопредельного государства», то есть «Фермы Шебаа».

Сообщения о том, что израильтяне задерживают пастухов, появляются практически каждый месяц на протяжении многих лет, и не все эпизоды фиксируются СМИ. Так, в апреле 2018 года ливанский пастух, который пересёк со своим стадом границу с Израилем в районе горы Хермон, был доставлен для допроса сотрудниками контрразведки (Шабак): они пытались выяснить, случайно ли он забрёл на территорию соседней страны или пытался собрать разведданные для «Хезболлы». В мае было задержано сразу несколько пастухов на спорной территории «Фермы Шебаа». После допросов ливанцев отпускают, но эти случаи нагнетают дипломатическую напряжённость и даже приводили к ракетным обстрелам. Самый известный случай произошёл за несколько месяцев до начала ливанской войны 2006 года, когда «Хезболла» после гибели пастуха обстреляла ракетами и минами позиции израильских военных.

Пастух на территории ИзраиляФото: Global Look PressПастух на территории Израиля

С тех пор ливанская «Хезболла» за время участия в сирийской войне приобрела солидный опыт ведения классических боевых операций. Непростое экономическое положение главного спонсора шиитской организации Ирана сейчас исключает прямую войну с традиционным противником — Израилем, но низкий уровень конфронтации не означает её отсутствия — стороны как прежде готовятся к будущим боевым действиям.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Для Тегерана и его союзников по «оси сопротивления» выгодно поддерживать низкий уровень конфронтации с израильтянами — это позволяет не спеша готовиться к будущем конфликту на нескольких фронтах, не снижая пропагандистской воинственной риторики. Например, укреплять присутствие среди местного населения и институтов на сирийско-ливанской и сирийско-израильской границах и тем самым нейтрализовывать ответную реакцию со стороны Израиля и Запада. В то же время учитывается низкая вероятность превентивной военной кампании со стороны Израиля — «Хезболла» и ХАМАС традиционно делают акцент на гибели мирного населения от ударов ЦАХАЛ, чтобы вызвать протесты со стороны международного сообщества.

В этом смысле один из фронтов возможной войны — израильско-ливанская граница. Лидер «Хезболлы» Хасан Насралла неоднократно заявлял, что организация готовится к военной интервенции в Галилею и за её пределы — вглубь израильской территории. Эксперты, близкие к ЦАХАЛ, утверждают, что стратегия спецслужб «Хезболлы», с одной стороны, направлена на создание сети сторонников на севере Израиля, что даёт возможность брать заложников и блокировать транспортные артерии. С другой — учитывает настрой израильского общества, которое не готово к пусть и временным, но неожиданным успехам противника.