Во Франции всё чаще обвиняют «жёлтые жилеты» в антисемитизме. Протестное движение изначально объединяло разные идеологии, в том числе ультраправых и радикалов-исламистов. Сейчас активисты подозреваются в нападениях на синагоги и еврейские культурные центры, а на митингах регулярно звучат антисемитские лозунги. Большинство «жёлтых жилетов» далеки от подобных взглядов, но публичные нападки на евреев со стороны радикально настроенных демонстрантов дают их противникам удобный повод для критики всего движения.

Во вторник, 19 февраля, в Париже и десятках других городов Франции прошли массовые митинги и шествия против «вопиющих антисемитских выходок», сообщает The Associated Press. В манифестациях приняли участие премьер-министр Эдуар Филипп, председатель Национального собрания Ришар Ферран, председатель сената Жерар Ларше, экс-президенты Пятой республики Франсуа Олланд и Николя Саркози. К акции также присоединились партии и крупные политические деятели, за исключением лидера «Национального объединения» (бывший «Национальный фронт») Марин Ле Пен — изначально и она хотела принять участие, но организаторы объяснили, что присутствие партии, имеющей «дурную репутацию антисемитской организации», на этой акции нежелательно.

Ранее в тот же день неизвестные вандалы осквернили еврейское кладбище в Страсбурге: они нарисовали на надгробиях свастику, написали лозунги оскорбительного характера. В знак солидарности с еврейской общиной кладбище посетил президент Эммануэль Макрон. Он не смог принять участие в манифестациях, но выразил поддержку демонстрантам и, как ожидается, выступит с речью против антисемитизма 20 февраля — на встрече с представителями Совета еврейских организаций Франции (CRIF).

Ален ФинкелькраутФото: Michel Stoupak/ZUMAPRESS.com/Global Look PressАлен Финкелькраут

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Проявление вандализма в Страсбурге — не единственный эпизод. 16 февраля во время протестной акции в Париже «жёлтые жилеты» узнали в прогуливающемся по Монпарнасу человеке известного писателя и философа, одного из авторов теории «нового антисемитизма» Алена Финкелькраута. Толпа освистала публициста и лишь вмешательство полиции спасло его от расправы. Как рассказал сам Финкелькраут, большинство атаковавших его демонстрантов были арабского происхождения. Парижская прокуратура начала расследование в связи с нападением на писателя. Как заявил глава МВД Франции Кристоф Кастанер, главный подозреваемый, указавший демонстрантам на философа и начавший выкрикивать оскорбления, опознан и объявлен в розыск.

«Каждый раз, когда француз, потому что он или она еврей, подвергается оскорблениям, угрозам или, что ещё хуже, получает ранения и становится жертвой убийства, под удар подставляется вся республика», — осудил президент Эммануэль Макрон атаковавших Финкелькраута демонстрантов.

Французские СМИ отметили, что накануне инцидента в открытый доступ попал правительственный отчёт, который зафиксировал в 2018 году рост антисемитизма на 74% по сравнению с предыдущим. Ряд изданий напрямую связал эту тенденцию с протестами «жёлтых жилетов», которые начинались с народного возмущения подорожанием, а переросли в антисемитские погромы. Французский философ, журналист, писатель Бернар-Анри Леви, которого в России считают одним из идейных вдохновителей «цветных» революций, охарактеризовал антисемитизм «жёлтых жилетов» как «начало конца» движения.

«Движение изначально началось с насилия против полиции, журналистов, представителей власти… А насилие против евреев — это кульминация и конец», — заявил он в интервью радиостанции Europe1.

Также Леви обрушился с критикой на левого политика Жана-Люка Меланшона, который, хотя и осудил в своём Twitter нападение на Финкелькраута, но также написал, что Макрон будет использовать обвинения в антисемитизме в качестве инструмента дискредитации всей протестной волны. По мнению Леви, в 2019 году нужно осуждать антисемитизм в любом его виде — без всяких «но», иначе это прозвучит как оправдание явления. В то же время Бернар-Анри Леви всё-таки считает, что нельзя считать антисемитизм неотъемлемой составляющей «жёлтых жилетов» — это лишь один из симптомов кризиса движения.

Бернар-Анри Леви Фото: Alberico/Fotogramma/Ropi/Global Look PressБернар-Анри Леви

Резко осудил антисемитизм «жилетов» известный французско-израильский адвокат, журналист Жиль-Вильям Гольднадель. Он также заметил, что, хотя Макрон и его команда мечтали бы создать «жёлтым жилетам» образ коллективного «робота-антисемита», нападение на Финкелькраута и другие эпизоды не позволяют считать это движение в целом антисемитским.

«Это полифоническое движение, оно сочетает в себе как самое хорошее, так и самое плохое. К сожалению, 16 февраля мы столкнулись с плохим его проявлением», — полагает Гольднадель.

Однако публицист видит опасность в распространении юдофобии среди «жёлтых жилетов» и во всём французском обществе. Основную опасность, по мнению Гольднаделя, представляют не «мутанты-антисемиты» ультраправых взглядов, а «смычка» французских левых и радикальных исламистов, «открыто прославляющих палестинских террористов».

В то же время антисемитские лозунги звучали на манифестациях «жёлтых жилетов» с самого начала массовых протестов во Франции. Радикалы не только обвиняли евреев «во всех бедах» Франции, но и указывали на еврейское происхождение Макрона. В акциях «жёлтых жилетов» активное участие принимают французские националисты, группы арабских иммигрантов, ненавидящие еврейское государство, и «левые антисионисты», которых Финкелькраут и другие теоретики называют «новыми антисемитами» в противовес «старым» — ультраправым. Однако даже представители французского политического истеблишмента (например премьер-министр страны Эдуар Филипп) воздерживаются от того, чтобы обвинить всё движение в антисемитизме, хотя его проявления — довольно удобный инструмент дискредитации протестной волны.