Раскол правящей Консервативной партии по вопросу выхода Великобритании из Евросоюза повлиял на увеличение числа противников Brexit. Раньше за организацию нового голосования выступала оппозиция и гражданские структуры, теперь идею второго референдума поддерживают парламентарии, разочарованные невнятной стратегией премьера Терезы Мэй.
Замминистра иностранных дел Соединённого королевства, представитель правящей Консервативной партии Алистер Берт инициировал опрос, хотят ли граждане новый референдум по Brexit и какие варианты должны быть включены в бюллетень для голосования. Позже он был вынужден разъяснить, что не поддерживает проведение ещё одного плебисцита, что серьёзно противоречило бы официальной позиции главы правительства Терезы Мэй, а просто использовал опрос, чтобы выяснить, что думаю об этом избиратели в его округе, отметила газета The Independent. «Я немного озадачен, потому что, будучи членом правительства, он связан коллективной ответственностью», — удивился инициативе однопартийца парламентарий Эндрю Бриджен.
Вне зависимости от правдивости объяснения представителя партии тори, результаты других соцопросов демонстрируют рост популярности идеи нового референдума на фоне углубления противоречий в Консервативной партии и сомнений в том, что Мэй сможет обеспечить парламентскую и общественную поддержку своим планам по осуществлению «мягкого сценария» Brexit. Данные исследований компании YouGov свидетельствуют о том, что при проведении второго референдума результаты первого, скорее всего, будут отменены: 54% респондентов изъявили желание остаться в ЕС. Ранее редакция The Independent инициировала кампанию The Final Say («Последнее слово») и разместила петицию с призывом предоставить гражданам Соединённого королевства право решающего голоса по итогам переговоров Лондона и Брюсселя — она набрала более 600 тысяч подписей. Напомним, на референдуме в июне 2016 года 17,4 миллиона человек проголосовали за выход из Евросоюза, 16,1 миллиона выбрали графу «остаться».
Десятки депутатов от всех основных политических партий поддержали ещё одну кампанию People’s Vote («Народное голосование»), запущенную в апреле 2018 года четырьмя депутатами и требующую нового голосования, хотя руководство двух ведущих партий (Консервативной и Лейбористской) выступает против идеи, пишет Daily Express. В то же время политический обозреватель Мартин Кеттл в The Guardian не исключает, что лейбористы могут поддержать инициативу проведения второго референдума. «Отменить результаты первого референдума могут только результаты второго, поэтому Мэй не может допустить такую возможность, — рассуждает колумнист. — Но вероятность второго референдума становится всё более реальной. Согласно опросам, большинство британцев поддерживают идею голосования по условиям будущего соглашения с ЕС. Если переговоры будут и дальше топтаться на месте, процент противников вырастет. Одной из причин этого является то, что лейбористы, похоже, двигаются к идее второго референдума». Но время для его проведения ограничено датой 29 марта 2019 года, несмотря на то, что практически наверняка всем 27 странам-членам Евросоюза нужно будет договориться о продлении действия 50-й статьи, предусматривающей выход из ЕС, на более поздний срок: голосование должен инициировать парламент, избиркому и избирательным участкам потребуется время, чтобы составить правила голосования, которые должны быть эффективнее правил 2016 года.
Между тем, Мартин Кеттл подмечает, что главная проблема Великобритании в том, что страна так и не разобралась, как референдумы могут сосуществовать с системой представительной демократии, поэтому второй плебисцит, независимо от результата, породит новые связанные с этим проблемы.
Андрей Куликов, генеральный директор исследовательской компании Europe Insight:
О проведении второго референдума говорят давно и много, но правительство Терезы Мэй в общей сложности отрицает такую возможность. Вообще, провести референдум реально, но опыт бывшего премьер-министра Дэвида Кэмерона показывает, что это довольно рисковая авантюра для правительства — в итоге он ушёл в отставку, и Мэй не хочет и не будет в это ввязываться.