Осложнившиеся после катарского кризиса отношения Саудовской Аравии и Турции могут снова оказаться под ударом. Причиной стало таинственное исчезновение саудовского журналиста Джамала Хашогги в Стамбуле, который отправился в консульство своей страны и не вернулся. В случившемся подозревают Эр-Рияд, с которым у Хашогги были, мягко говоря, не очень хорошие отношения.

О том, что Хашогги стал жертвой «спланированного убийства» прямо в консульском здании Саудовской Аравии, журналистам рассказали на условиях анонимности источники в турецких правоохранительных органах. В разговоре с агентством Reuters один из турецких чиновников заявил: «Предварительная оценка, которую сделала турецкая полиция, заключается в том, что господин Хашогги был убит в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле. Мы считаем, что данное преступление было преднамеренным, и его тело впоследствии было вывезено». Турецкие источники Middle East Eye приводят другие леденящие душу подробности инцидента. По их словам, Хашогги был «жестоко замучен, убит и разрезан на куски, всё было снято на видео, чтобы доказать, что задание выполнено».

Исчезновение произошло ещё во вторник, 2 октября, когда 59-летний саудовец, тесно сотрудничавший с The Washington Post, отправился в консульство королевства, чтобы получить документы, связанные с бракоразводным процессом. Хашогги вошёл в здание дипмиссии в час дня. Оттуда он так и не вышел. Его возлюбленная обратилась за помощью к властям Турции. «Прежде чем войти, он отдал мне свой телефон и попросил меня обратиться к окружению Эрдогана в том случае, если он не вернётся», — скажет она впоследствии журналистам.

Представители Саудовской Аравии отрицают, что Хашогги был убит в здании консульства. Они утверждают, что все выдвинутые против них обвинения являются необоснованными. Ситуацию прокомментировал лично саудовский наследный принц Мухаммед ибн Салман, который сказал, что турецким правоохранителям будет дана возможность осмотреть здание консульства.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Мухаммед ибн СалманФото: Kremlin Pool/Global Look PressМухаммед ибн Салман

Подозревать саудовский правящий дом в организации убийства журналиста все-таки есть основания. Политический комментатор, некогда близкий к саудовскому истеблишменту и защищавший политику правящего дома, в один прекрасный момент снискал репутацию критика Эр-Рияда. Как отмечают наблюдатели, несмотря на то, что Хашогги аплодировал проводимым в королевстве социальным реформам, например, тем, которые расширяют права женщин, он выступал категорически против подавления свободы слова в Саудовской Аравии. Опасаясь, что его арестуют или запретят выезжать за пределы королевства, Хашогги покинул страну в 2017 году и переехал в столицу США. «Я очень скучаю по дому, — говорил журналист в разговоре с The Wall Street Journal, уже будучи в Соединённых Штатах. — Но каждый раз, когда я слышу о каком-нибудь аресте или о том, как кому-то запретили покидать страну, я испытываю благодарность, что я здесь».

Хашогги говорил, что ни за что не хотел бы оказаться в саудовской тюрьме, но при этом отмечал: «Я не был критиком, я не был активистом — я даже не был против правительства». Одним из последних мест выступления Хашогги стала научная конференция в Лондоне, где он рассказал о мотивах негласного плана Саудовской Аравии наладить хорошие отношения с Израилем, а также указал на двойственность подхода саудовского правящего дома к палестинской проблеме, столь важной для арабского мира. В центре его выступления оказались имиджевые риски королевства, которое с того момента, как наследный принц Мухаммед начал концентрировать власть в своих руках, пытается демонстрировать свой реформистский настрой всему миру. Хашогги показывал, что политическое поведение саудовского руководства не стало «вегетарианским».

Ситуация с исчезновением Хашогги, безусловно, запутает и усложнит и без того непростые отношения между Саудовской Аравией и Турцией. Напряжение между государствами начало нарастать в тот момент, как Анкара встала на сторону катарского правящего дома в конфликте внутри Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Турция не только проигнорировала требование Саудовской Аравии вывести войска с территории Катара, но и увеличила их число на своей военной базе в Эмиратах. Вероятно, потенциал конфликта между двумя странами со временем будет только расти, учитывая ещё и тот факт, что турецкое руководство не раз выступало как тактический партнёр Ирана, сокращение влияние которого столь важно для Эр-Рияда.