Историческая встреча президента США Дональда Трампа и лидера КНДР Ким Чен Ына в Сингапуре закончилась подписанием двустороннего документа, который, по словам главы Белого дома, можно считать «очень важным» и «достаточно всеобъемлющим». Трамп выразил уверенность в том, что отношения двух стран «будут потрясающими».
Наблюдатели полагают, что сорваться саммит в Сингапуре мог по разным причинам, однако переговоры прошли лучше, чем того можно было ожидать. В документе за подписью двух лидеров Северная Корея берёт на себя обязательства по денуклеаризации всего Корейского полуострова в обмен на «гарантии безопасности».
Выступая перед журналистами по итогам переговоров с Кимом, Трамп сообщил, что процесс ядерного разоружения начнётся «очень быстро». Президент добавил, что обе страны «будут впечатлены теми результатами, которые им удастся достичь» в перспективе. «Отношения США и КНДР будут совершенно отличаться от того, что было до сих пор, — выразил уверенность Трамп. — Думаю, обе стороны будут удивлены результатами. На это потребовалось много доброй воли и труда». Глава Белого дома высоко оценил саммит: «Мы провели прекрасное время вместе. Прекрасные отношения». Трамп признался, что ему и Киму удалось установить «особую связь».
В двустороннем соглашении, которое Трамп и Ким продемонстрировали прессе после подписания, говорится, что США и КНДР обязуются «установить новые отношения в соответствии с желанием народов двух стран достичь мира и процветания». Подтверждая приверженность Пханмунджомской декларации от 27 апреля 2018 года, руководство Северной Кореи берёт на себя обязательство добиваться полной денуклеаризации полуострова. Обе страны должны продолжить обмен военнопленными. Для реализации результатов саммита в Сингапуре документ обязывает стороны продолжить контакты на высоком уровне. Сам Трамп даже заявил о готовности принять лидера КНДР в Белом доме.
Встреча проходила в действительно тёплой, почти дружеской атмосфере. Рукопожатие Трампа и Кима в самом начале переговоров длилось почти 13 секунд, подсчитали журналисты. Глава Белого дома даже показал Киму один из своих Cadillac, который называют «Зверем». Лидеры начали встречу рано утром в отеле Capella. После 40 минут переговоров тет-а-тет (рядом оставались только переводчики) они ненадолго вышли к прессе.
За рабочим обедом к Трампу и Киму присоединились госсекретарь США Майк Помпео, глава штаба Белого дома Джон Келли и советник по национальной безопасности Джон Болтон. Правда, у некоторых, кто внёс существенный вклад в историческую встречу в Сингапуре, сдали нервы. Президент Республики Корея Мун Чжэ Ин рассказал прессе, что не спал всю ночь в ожидании встречи. А из Twitter Трампа стало известно, что у его экономического советника Лоуренса Кадлоу случился сердечный приступ.
Телеканал CNN со ссылкой на источники в администрации американского президента отмечает, что северокорейская сторона в процессе организации саммита придавала большое значение тому, чтобы США и КНДР были представлены как равные. По словам собеседников телеканала, это касалось «церемонии и обеспечения безопасности» и всего того, как события в Сингапуре «преподносятся миру». «Северокорейцы отнеслись к этому очень чувствительно», — пояснил источник CNN. Впрочем, как отмечает телеканал, американская сторона по большей части выразила согласие удовлетворить все требования Пхеньяна. Это затронуло вопросы с числом официальных лиц с каждой из сторон на встречах, а также с расстановкой государственных флагов во время церемонии, посвящённой прибытию лидеров. Источники CNN полагают: запросы Пхеньяна по поводу «паритета» имели место «в ситуациях, где это не было обосновано с точки зрения логистики».
В среде бывших дипломатов отмечают, что США практически не получили никаких гарантий с северокорейской стороны. «Соглашение лучше, чем война и угрозы войны, но это — очень низкая планка», — прокомментировал в Twitter договорённости в Сингапуре экс-посол США в РФ Майкл Макфол. Однако основатель аналитического центра Eurasia Group Ян Бреммер, который также имеет дипломатический опыт, написал в своём микроблоге, что Трамп достиг по северокорейскому вопросу больше, чем кто-либо из президентов США. Он перечислил причины, почему так можно считать: «Китай ужесточил санкции, прекращены ядерные и ракетные испытания, заключённые освобождены, Ким Чен Ын обратился к Китаю, Южной Корее, России и США на дипломатическом уровне». Бреммер добавил: «Саммит идёт, и это прогресс». Журналист The New York Times Макс Фишер отмечает в Twitter: «Как уже было сказано, всё могло быть намного хуже. Были признаки, что Трамп не согласится на большие уступки».
Make North Korea Great Again pic.twitter.com/k5CVsjFhzU
— ian bremmer (@ianbremmer) 12 июня 2018 г.
Напомним, долгое время аналитики полагали, что американская сторона неверно трактует сигналы, исходящие от КНДР. Не было ни малейшего признака, что США осознают, какие уступки нужны северокорейскому руководству, которое, как известно, рассчитывало, что денуклеаризация коснётся всего Корейского полуострова, то есть повлечёт за собой демонтаж американского ядерного зонтика в Южной Корее. До чего договорились Трамп и Ким, не совсем понятно из их соглашения, которое составлено максимально обтекаемо. Насколько эффективна была встреча в Сингапуре, покажут дальнейшие контакты США и КНДР. Пока наблюдатели шутят о том, что отношения Трампа с диктаторами лучше, чем с лидерами демократических государств.