Протесты оппозиции в столице Сербии Белграде вышли на новый уровень. Демонстранты, требующие отставки президента Александра Вучича, в минувшие выходные предприняли попытку штурма резиденции главы государства. В ответ полиция впервые применила силу для разгона толпы. По мнению экспертов, в Сербии может повториться сценарий 2000 года, когда массовые акции вынудили уйти в отставку тогдашнего лидера Слободана Милошевича.

Акции протестующих начались 8 декабря 2018 года — ещё до январского визита в Белград президента России Владимира Путина. Поводом для них послужило избиение неизвестными лидера движения «Левые сербы» Борко Стефановича. Руководители различных политических групп почти сразу возложили ответственность за произошедшее на президента и тут же выдвинули против него целый ряд обвинений, включая узурпацию власти, равнодушие к коррупции чиновников и борьбу со свободой слова. Но до недавнего времени уличные акции, которые стали проходить каждые выходные, носили достаточно мирный характер: люди скандировали на митингах свои лозунги, а сотрудники правопорядка спокойно наблюдали за происходящим и не проявляли агрессии. Глава государства старался сохранять выдержку, признавая право граждан на мирные собрания и одновременно говоря о существовании в стране законных демократических процедур смены власти. В январе Вучич даже заявил, что готов к досрочным парламентским выборам в любой момент, но при этом не собирается поддаваться давлению толпы. 

Участники антиправительственной акции в БелградеФото: Srdjan Ilic/PIXSELL/PA Images/TASSУчастники антиправительственной акции в Белграде

В прошедшие выходные ситуация в Белграде резко обострилась. В субботу протестующие во главе с бывшим мэром Белграда Драганом Джиласом ворвались в офис гостелеканала RTS и потребовали предоставить им эфир. В воскресенье, 17 марта, люди оцепили здание управления полиции и даже предприняли попытку штурма резиденции главы государства, смяв оцепление. Правоохранители применили дубинки и слезоточивый газ для разгона митингующих. Президент Вучич в традиционной для себя манере сделал вид, что полностью контролирует ситуацию.

«Дорогие жители Сербии! Как видите, я все ещё на своём рабочем месте, в здании Президентства. Я не собираюсь никуда бежать. Я здесь и не уйду с места, которое некоторые так хотят занять. Мы хотим построить современную и достойную Сербию. И потому мы никогда не пойдём на компромиссы с теми, кто хочет разрушить нашу страну», — заявил глава государства, одновременно назвав протестующих «фашистами, хулиганами и преступниками».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

При этом Вучич в своём выступлении сильно занизил число демонстрантов, сказав, что оппозиция вывела на улицы всего тысячу человек.

По свидетельству очевидцев и экспертов, наблюдающих за протестами в Белграде с самого начала, участники акций за несколько месяцев так и не смогли ни сформулировать ясных требований к власти, ни выдвинуть единого лидера. Некоторые аналитики уже провели аналогии с протестами в Белграде 2000 года и назвали нынешние акции попыткой «цветной» революции (без вкладывания в это понятие внешнего заговора).

На то, что такое мнение имеет право на существование, указывают ряд немаловажных факторов.

Во-первых, толпа митингующих крайне разнородная. На улицы выходят как сторонники левых идей, так и правых, из самых разных социальных групп — от студентов до представителей интеллигенции пенсионного возраста. 

Фото: Boris Babic/dpa/Global Look Press

Во-вторых, пока чувствуется плохая координация действий людей, что, в частности, проявилось в минувшие выходные. Пока одни протестующие требовали отставки президента и правительства, другие надеялись, что глава государства выйдет на балкон и обратится к собравшимся. В результате после того, как оцепление у президентской резиденции было смято, настроения людей быстро поменялись и граждане решили не штурмовать здание, а блокировать в нём главу государства.

В-третьих, большинство лозунгов оппозиции носит абстрактный характер. По разным оценкам, безработица в Сербии достигает 25% от трудоспособного населения, однако наиболее острые экономические требования почти не звучат, что тоже можно считать отличительной чертой «цветных» революций. Граждане сосредоточены на таких сложно выполнимых за короткий срок вещах, как борьба с коррупцией, расследование резонансных преступлений, повышение уровня независимости СМИ и уж практически вовсе невыполнимом требовании вернуть контроль над Косово с одновременным желанием скорее вступить в Евросоюз.

В-четвёртых, пытаются возглавить протест довольно случайные люди. Несмотря на то, что изначально митинги начались после избиения левого политика, сейчас наиболее заметным лидером стал Боско Обрадович — глава крайне правого движения «Двери», имеющего в парламенте всего лишь семь мандатов из 250, то есть не сумевшего добиться значимой поддержки граждан на законных выборах. Движение давно пытается играть на радикальных настроениях в обществе, но его лозунги носят общий характер вроде «За развитие сельского хозяйства» или «Сильная Сербия со свободными гражданами».

18 марта Александр Вучич подтвердил ранее оглашённую мысль, что допускает проведение в стране досрочных парламентских выборов. Это показывает готовность президента к диалогу. Но не факт, что разнородная уличная оппозиция рассчитывает прийти к власти демократическим путём.