29 октября истекает ультиматум, выдвинутый властям России и Центральноафриканской республики (ЦАР) местными мусульманскими повстанцами. Лидер военной группировки «Национальный совет по обороне и безопасности» (CNDS, прежнее название — «Селека») поставил перед ними условие вывести свои войска из тех районов ЦАР, которые находятся под контролем боевиков. Впрочем, недовольство российским присутствием выражают не только повстанческие силы. В беседе с News.ru высокопоставленный дипломатический источник в Париже указал, что Францию также беспокоит российское присутствие в Центральной Африке.
На выполнение требований CNDS российским и центральноафриканским властям отведено 48 часов. «Представители государств, чьи силы дислоцируются в районах, которые были заняты вооруженными формирования экс-«Селеки», располагают 48 часами, чтобы покинуть эти территории», — сказал 26 октября лидер CNDS Абдулай Иссен в телефонном разговоре с Agence France-Presse. Как следует из заявления предводителя вооружённой группировки, которую ранее обвиняли в убийстве военкора Орхана Джемаля, режиссера Александра Расторгуева и оператора Кирилла Радченко в ЦАР, причиной столь жёстких требований к правительству и России стало смещение с должности спикера местного Национального собрания Абду Карима Мекассуа. Он являлся представителем третьего округа столицы ЦАР Банги, включающего кварталы с преимущественно мусульманским населением. Абдулай Иссен подчеркнул, что уволенный со своего поста спикер не совершил какой-либо серьёзный ошибки, которая бы оправдывала подобное поведение центральных властей.
Причиной увольнения Мекассуа лидер CNDS считает его мусульманское вероисповедание. Как известно, мусульмане составляют не более 1/5 населения ЦАР. В распространённом через социальные сети заявлении CNDS говорится, что вооружённая группировка отказывается признавать власть президента республики Фостена-Аршанжа Туадеры и «его российских наёмников». Причем, в связи с бойцами российских частных военных корпораций CNDS упоминает некого Валерия Захарова, которому они якобы подчиняются.
Le CNDS (FPRC, UPC, MPC) ne reconnaît plus la légitimité du Psdt Touadéra après la destitution du PAN Meckassoua. Ultimatum de 48h donné aux fonctionnaires centrafricains et aux militaires russes de quitter les territoires sous son contrôle #CARcrisis #RCA pic.twitter.com/kF8nbdpfWV
— Edouard Dropsy (@EdouardDropsy) 27 октября 2018 г.
«Россия должна точно объяснить нам цель присутствия наёмников, близких к Кремлю, в этой стране», — говорится в заявлении повстанцев. Нетрудно предположить, что невыполнение требований повлечёт эскалацию ситуацию в районах, где действует CNDS. Фактором, усложняющим ситуацию, остаётся военное присутствие в ЦАР других международных игроков, которые имеют со страной тесные исторические связи. Так, в республике действуют французский контингент в рамках операции «Сангарис» (с декабря 2013 года), а также Миссия ЕС по подготовке кадров для Вооружённых сил ЦАР (с апреля 2016 года).
В связи с этим российское военное присутствие не может не волновать Париж. На это, в частности, указал News.ru высокопоставленный французский диписточник. «Говорить, что действия России в Центральной Африке не вызывают тревогу у французских властей, будет некорректно», — пояснил собеседник News.ru. Причин для того, чтобы внимательно отслеживать российскую политику в ЦАР, очевидно, существует достаточно. К ним относятся непрекращающиеся сообщения о присутствии российской ЧВК Вагнера. Впрочем, сама российская сторона официально признат только отправку в Центральную Африку вооружений и военных инструкторов, которые проводят для Вооружённых сил ЦАР курс огневой и тактической подготовки. «Знаем, что российская помощь ЦАР привлекает пристальное внимание за рубежом. Видимо, некоторые страны испытывают определённую «ревность» в связи с подключением РФ к центральноафриканскому урегулированию», — говорится в одном из заявлений МИД РФ.
Жерар Лонге, председатель межпарламентской группы Франция — Россия в Сенате Франции, экс-министр обороны специально для News.ru:
Россия присутствовала в Африке еще в советскую эпоху. Воспоминания об этом остались смешанные. Кстати, китайская сторона также демонстрирует активный интерес к Африке, и те чувства, которые у нас вызывает присутствие Китая, тоже носят двойственный характер. Виден большой объём помощи, с которым рука об руку идёт риск зависимости, однако на него африканцы пойти не готовы. Стоит сказать, что Париж — давний партнёр государств Африки. И за два столетия он повидал огромное количество женихов, которые крутились вокруг его невесты.