Инцидент со сбитым в небе над Сирией самолётом радиоэлектронной разведки Ил-20, похоже, не отразился на желании лидеров России и Израиля сохранять интенсивность контактов. В ходе переговоров в Кремле президент Владимир Путин принял приглашение премьер-министра Биньямина Нетаньяху посетить Иерусалим на открытие памятника жертвам блокады Ленинграда. В центре внимания двух руководителей предсказуемо находилась проблема многоэшелонированного иранского присутствия в Сирии. Однако это сейчас не главное, что занимает мысли израильского премьера.

«В ближайшее время в Иерусалиме мы откроем специальный памятник, посвящённый жертвам блокады Ленинграда, и мы будем очень рады видеть вас, господин президент, на открытии этого памятника», — обратился премьер к российскому президенту, который соответствующее приглашение принял.

В начале переговоров Нетаньяху также поздравил Путина и всех россиян с Днём защитника Отечества. По его словам, Израиль никогда не забудет ту огромную роль, которую Красная армия сыграла в его судьбе. Он отметил, что несколько дней назад израильский кабмин определился с решением о специальном финансировании для строительства музея воинам — победителям во Второй мировой войне. Большая часть этого музея посвящена РККА, сообщил Нетаньяху. Путин отметил, что для России память о погибших во время Второй мировой войны и в том числе в блокадном Ленинграде, является священной. Это, вероятно, то, что объединяет две державы, клин в отношения которых регулярно пытаются вбить Иран и его сателлиты.

Встреча двух лидеров была первой в Москве с того момента, когда в сирийском небе был сбит российский Ил-20. Самолёт по случайности стал мишенью сирийских военных, однако в его гибели российское руководство по неведомым (очевидно, пропагандистским) причинам обвинило израильтян: именно их курсировавший в тот момент поблизости самолёт должен был быть поражён противоракетой С-200. Нетаньяху в очередной раз указал на то, что самая большая угроза для Ближнего Востока — это Иран и лояльные ему силы, которые пытаются глубоко интегрироваться в сирийские государственные и социальные структуры. Соответствующие опасения премьер озвучил в личной беседе с Путиным. Несмотря на видимую передислокацию иранских и проиранских формирований в Арабской Республике, Израиль по-прежнему опасается, что приграничная зона станет плацдармом потенциальной войны против еврейского государства. Голанские высоты с печальной регулярностью становятся местом обстрелов с сирийской территории. Еврейское государство видит за этим «руку Ирана».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Башар Асад и Али Хаменеи Фото: XINHUA/imago stock&people/Global Look PressБашар Асад и Али Хаменеи

Впрочем, рычагов воздействия у России на иранское влияние, как показывает практика, сейчас не так много. Внезапная встреча президента Сирии Башара Асада с иранским руководством в Тегеране, по-видимому, была хорошо продуманным сигналом Исламской Республике своему ситуативному союзнику — России: играйте, но не заигрывайтесь. Вряд ли российская сторона была одним из организаторов этой беседы Асада с верховным лидером и президентом Ирана. Её, по-видимому, такой расклад точно должен беспокоить: на данном этапе сирийского вооружённого конфликта Москва заинтересована в хотя бы частичном сокращении иранского влияния на военные и политические процессы в Арабской Республике. Если иранские и проиранские формирования продолжат свою активность в Сирии с прежней интенсивностью, то восстановление сирийской инфраструктуры в районах, подконтрольных президенту Башару Асаду, России придётся тащить на своих плечах, а российские военнослужащие могут стать случайной «добычей» израильских бомб, которые предназначаются иранцам и сирийской «Хезболле».

Пребывание Нетаньяху в Москве могло бы продлиться и дольше. Однако накануне его вылета в Москву в израильской прессе появились сообщения, что он сокращает сроки своего визита в российскую столицу. Главной причиной стало давно нависающее над ним антикоррупционное расследование, целью которого является он и его семья. В ближайшие дни генеральный прокурор Авичай Мандельблит должен опубликовать выводы по трём делам против премьер-министра, который, в свою очередь, отрицает, что его можно заподозрить в финансовой и политической нечистоте. Нетаньяху неоднократно выражал надежду на то, что генпрокурор отложит объявление результатов до выборов в Кнессет, намеченных на 9 апреля, однако Мандельблит остался непреклонен к просьбам премьера. Вероятно, это окажет существенное влияние на исход борьбы за законодательный орган Израиля, в котором участвует партия Нетаньяху «Ликуд». И расследование этих дел лично для Нетаньяху гораздо опаснее, чем вся шиитская ось сопротивления.