Бывшему руководителю предвыборного штаба Дональда Трампа, а ранее — советнику Виктора Януковича Полу Манафорту и его партнёру Рику Гейтсу предъявлены обвинения по 12 пунктам. Среди них — сговор против США, сговор с целью отмывания денег, деятельность в качестве иностранного агента без необходимой регистрации, непредоставление отчётов о счетах в зарубежных банках, говорится в сообщении офиса специального прокурора Роберта Мюллера, который занимается расследованием дела о «российском вмешательстве» в выборы 2016 года.
Как замечают американские СМИ, это — значительная эскалация расследования. Но примечательно, что Россия ни разу не упоминается в 31-страничном обвинительном заключении против Манафорта и Гейтса, несмотря на то, что Мюллер занимается расследованием дела о «российском вмешательстве» в выборы 2016 года. При этом отмечается, что Манафорт и Гейтс развернули в США лоббистскую деятельность на несколько миллионов долларов «по указанию бывшего президента Украины Виктора Януковича и Партии регионов».
Напомним, что Манафорт находился под следствием за нарушения федерального налогового законодательства США, отмывание денег и нарушение законодательства о лоббизме. Издание The Wall Street Journal уточняет, что обвинения, которые предъявят Манафорту, могут быть связаны именно с налоговым мошенничеством. Летом 2017 года в доме Манафорта прошли обыски в рамках расследования о «русском следе» в выборах президента США. В ходе обысков были изъяты финансовые и налоговые документы.
На прошлой неделе телеканал CNN со ссылкой на свои источники сообщил, что спецпрокурор Роберт Мюллер, которому поручено расследование дела о вмешательстве России в выборы в США, уже готов предъявить первые обвинения и даже назвал имя Манафорта. На это сообщение прореагировал президент Дональд Трамп, который настаивает на том, что все обвинения в пособничестве России его предвыборной кампании фальшивы и являются не чем иным, как «охотой на ведьм». Он написал, что Республиканская партия его поддерживает и что вместо того, чтобы заняться «урановой сделкой» и «шпионским досье» Хиллари Клинтон, его противники «занимаются липовым сговором», которого не было. «На демократах/Клинтон столько ВИНЫ, и сейчас факты выходят наружу. СДЕЛАЙТЕ ЧТО-НИБУДЬ!» — призвал Трамп.
...are now fighting back like never before. There is so much GUILT by Democrats/Clinton, and now the facts are pouring out. DO SOMETHING!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 29 октября 2017 г.
Параллельные обвинения
25 октября в США на фоне расследования о «российском вмешательстве» в американские выборы соратники Трампа начали встречно обвинять демократов в «сговоре с Россией» — республиканцы объявили о новом расследовании «урановой сделки» с Россией, заключённой при президенте Бараке Обаме. Председатель комитета Палаты представителей по разведке республиканец Девин Нуньес заявил, что он объединит усилия со своим однопартийцем, председателем комитета палаты по надзору Треем Гауди. Теперь оба комитета совместно расследуют решение администрации Обамы об одобрении Госдепартаментом, который тогда возглавляла Хиллари Клинтон, продажи канадской уранодобывающей компании Uranium One, которая занималась добычей урана в США, российской энергетической компании «Росатом».
Президент Дональд Трамп выступил в Twitter с призывом провести такое расследование ещё в марте, и вот теперь он вновь выступил с критикой: «Урановая сделка с Россией при помощи Клинтон и с ведома администрации Обамы — это крупнейшая история, которую фейковые СМИ не хотят отслеживать!» — написал он 29 октября в Twitter.
Также стало известно, что Министерство юстиции США разрешило информатору Федерального бюро расследований (ФБР) выступить в Конгрессе и рассказать об урановой сделке между Вашингтоном и Москвой времён администрации Барака Обамы. Сама Хиллари отмечает, что любые утверждения о том, что фонд Клинтон получил вклад за «урановую сделку», — «чепуха», и они были «неоднократно развенчаны».
Что касается «шпионского досье», упомянутого Трампом, то это ещё одно обвинение, которое логично вписалось в новую шумиху вокруг «урановой сделки».
«Шпионское досье» — это 35-страничный документ, составленный консалтинговой компанией Fusion GPS, которая, в свою очередь, воспользовалась услугами бывшего британского разведчика Кристофера Стила. В нём содержалась неподтверждённая информация о том, что Трамп в ходе своей президентской кампании якобы действовал в сговоре с российскими официальными лицами, а у последних вроде как имелся компромат на будущего президента, полученный во время визита Трампа в Москву на конкурс «Мисс Вселенная — 2013». Составление досье началось в 2015 году по заказу сторонников Республиканской партии США, недовольных тем, что Трамп решил вступить в борьбу за пост президента страны, однако на днях газета The Washington Post сообщила, что расследование финансировали предвыборный штаб экс-кандидата в президенты США Хиллари Клинтон и Национальный комитет Демократической партии.
Россия в минусе
Очевидно, что решение республиканцев активизировать расследование «урановой сделки» — попытка найти контраргумент оппонентам и сбить накал страстей, вызванный заявлениями спецпрокурора Мюллера о первых обвинениях по «российскому вмешательству». При этом характерно, что аргументы России никто, по понятным причинам, воспринимать не хочет и не будет. Между тем нагнетание ажиотажа вокруг «российского следа» в США происходит на фоне передачи администрацией Трампа в Конгресс списка из 38 российских компаний и ведомств, против которых с января 2018 года могут быть введены вторичные санкции.
Доктор политических наук, профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, член научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло, специально для News.ru:
По большому счёту, контратака Трампа — точная копия информационной атаки его противников. Когда Трампа и его окружение начали обвинять в связях с русскими, то подводили всё это под понятие о госизмене. Противники Трампа из лагеря демократов взяли популярную некогда историю с Хиллари Клинтон и заместителем главы аппарата госсекретаря Хумой Абедин. Последнюю много раз обвиняли в связях с радикальными структурами. Например, в 2012-м конгрессмен от штата Миннесота Мишель Бахманн заявила, что Абедин «вовлечена в заговор „Братьев-мусульман“ (организация, запрещённая в РФ) с целью проникновения в высшие правительственные круги». Но главное — Хуму Абедин обвиняли в том, что она перенаправляла письма от Клинтон, содержащие секретную информацию. В общем, эта история с намёком на госизмену всплыла в ходе президентской избирательной кампании и получила публичную огласку. Однако противники Трампа после того, как он стал президентом, не стали ничего изобретать — они взяли эту историю и фактически поменяли в ней действующих персонажей: на место Хиллари они поставили Трампа, «Братья-мусульмане» и китайские хакеры, которые на протяжении нескольких лет атаковали системы правительственных учреждений и в отношении которых спецслужбы США делали разоблачительные заявления, превратились в русских.
Информационная контратака Трампа в некотором смысле успешна — его команде удалось напомнить общественности о тёмных пятнах в истории с Хумой Абедин, о том, как собирался компромат на конкурентов внутри Демократической партии и т.д. Но при всём при этом реального компромата на демократов у команды Трампа, видимо, нет. Есть мнения, что он был у бывшего директора ФБР Джеймса Коми, который вроде как отказался его передавать, за что и был уволен. В любом случае Дональд Трамп сейчас находится в такой позиции, что любые активные действия идут на пользу. Ему нельзя быть статичным, так как в него так легче попасть.