Высокий суд Англии выдал решение об аресте активов бывших владельцев ПриватБанка Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова на сумму более $2,5 млрд по всему миру.

Как сообщила пресс-служба самого ПриватБанка, приказ об аресте активов был выдан на основании детальных доказательств, представленных суду, из которых следует, что Коломойский и Боголюбов путём проведения ряда незаконных операций вывели из банка почти $2 млрд, в результате чего средства переводились компаниям, которые им тайно принадлежали или находились под их контролем. При помощи этого судебного разбирательства ПриватБанк собирается вернуть более $2,5 млрд — с учётом процентов, отметили в банке. Коломойский прокомментировал решение, заявив, что «это временный арест на время рассмотрения дела в суде».

Отметим, что ПриватБанк, который был национализирован 21 декабря 2016 года и продан государству за символическую сумму в одну гривну, сам подал иск в Высокий суд Лондона на бывших владельцев — с целью вернуть выведенные из банка средства и обязать бывших собственников погасить невыполненные обязательства по рефинансированию.

При проведении национализации в украинском правительстве поясняли, что решение было принято по «рекомендации Совета национальной безопасности и обороны», чтобы «стабилизировать финансовую систему». До национализации основным владельцем ПриватБанка был Игорь Коломойский (состояние — $1,3 млрд, 2-е место в украинском списке Forbes), ему принадлежала доля в размере 41,6%. Вторым акционером был бизнесмен Геннадий Боголюбов с долей 33,2%. После национализации акции перешли во владение Министерства финансов Украины. В июле заместитель главы Национального банка Украины (НБУ) Екатерина Рожкова заявила, что до национализации банк был «финансовой пирамидой».

По словам экспертов, после того как был проведён мониторинг и сделана оценка финансового положения ПриватБанка, оказалось, что Игорь Коломойский за счёт миллионов граждан Украины перекредитовывал свои предприятия. В этом отношении, с одной стороны, само государство было заинтересовано взять «Приват» под контроль, чтобы Коломойский не смог шантажировать президента и в целом руководство страны тем, что способен прекратить выплаты через свой банк. А это моментально бы привело к серьёзному повышению социальной напряжённости и недовольства. С другой стороны, представители власти прекрасно понимали ситуацию, в которой оказался ПриватБанк, а именно что он может сам по себе рухнуть в любой момент. Для этого Коломойскому надо было вывести сравнительно небольшое количество денег или просто искусственно создать дефицит.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Фото: ТАСС/Антон Новодережкин

Однако ещё тогда ряд аналитиков отмечали, что все заявления Коломойского о «рейдерском захвате» ПриватБанка со стороны власти — игра на публику, поскольку Коломойский и Киев нашли взаимовыгодный вариант при договорённостях о солидных отступных, но во избежание различных спекуляций были вынуждены «поплакаться в жилетку». Правда это или нет — неизвестно, но этот тезис позволяет взглянуть на ситуацию вокруг решения лондонского суда под другим углом.


Защита Коломойского

Осенью 2017 года уже государственный ПриватБанк активизировал работу по подаче исков к структурам, которые, по данным Генпрокуратуры Украины, стали должниками банка по итогам прошлогодней реструктуризации. В середине ноября, как сообщала «Украинская правда», с Коломойским в Лионе встретился министр внутренних дел Арсен Аваков. Позже в Женеве украинский студент Павел Карпец стал очевидцем встречи олигарха с генпрокурором Украины Юрием Луценко. Молодой человек сфотографировался с ними в одно и то же время и выложил фото в Сеть. Всё это даёт повод для различных трактовок происходящего.

Политический аналитик Дмитрий Корнейчук считает, что арест активов экс-владельцев ПриватБанка — мера временная, а Коломойский ничего не потерял. «Скорее всего, уже есть "договорняк" между Коломойским и Порошенко. Олигарх до и во время президентских выборов оказывает медиаподдержку Порошенко и помогает "мочить" Тимошенко (не пускает на канал, не дает денег). В обмен власть максимально затягивает и проваливает в Лондонском суде иск против Коломойского. Недаром недавно была встреча Коломойского и Луценко», — написал Корнейчук в Facebook, добавив, что государство не спешит отбирать залоговые активы Коломойского в ПриватБанке.

Украинский журналист, главный редактор сайта «Цензор.НЕТ» Юрий Бутусов уточнил, что лондонский суд арестовал активы Коломойского и Боголюбова на $2 млрд, обнаруженные согласно отчёту детективного агентства «Кролл». «При этом накануне решения Высокого суда 7 декабря Генеральная прокуратура Украины возбудила дело против руководства Нацбанка, государственных менеджеров ПриватБанка и агентства "Кролл", обвинив их самих в хищении средств банка», — отметил Бутусов, полагая, что украинские правоохранительные органы, по сути, выступили против «Кролла», обеспечив защиту Коломойского и Боголюбова весомыми аргументами.

Чем закончится история с Коломойским — пока не ясно, учитывая, с одной стороны, его публичный конфликт с президентом страны, с другой — всё ещё сохраняющееся влияние на те или иные процессы, несмотря на то, что сам олигарх в основном обитает в Женеве. Так, на Украине ходит много слухов о том, что Коломойский встречался в Женеве с Саакашвили перед его возвращением на Украину. По информации украинской печати, Коломойский мог стоять как за подкупом руководства пограничников и силовиков, чтобы те не проявляли активности в противодействии прорыву границы бывшим президентом Грузии, так и за финансированием «МихоМайдана». К слову, 24 декабря в Киеве пройдёт акция-«кофепитие», которую организовывают сторонники Петра Порошенко в противовес митингу сторонников Саакашвили. Организаторы обыгрывают известный пост журналиста Мустафы Найема, который во время Евромайдана призывал людей выходить на улицы, «брать с собой бутерброды, чай и кофе», а также анонсируют сбор настоящих защитников страны — участников «АТО».


Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики, специально для News.ru:

В соответствии с соглашением о национализации ПриватБанка, прежние собственники, ключевые акционеры, написали письмо Нацбанку Украины, в котором обязались реструктуризировать кредитный портфель ПриватБанка. Проще говоря, Коломойский и Боголюбов обязались покрыть долги, которые были созданы в ПриватБанке фирмами, ими созданными. Нацбанк обвиняет бывшее руководство в том, что оно выдавало деньги вкладчиков в виде кредитов своим же фирмам и выводом денег довело банк до банкротства. Несмотря на данное обязательство, никто никакие долги не погасил, хотя срок был до 1 июля 2017 года.

После развернулась юридически-уголовная война. Бывшие собственники ПриватБанка подали десятки исков по поводу незаконной национализации, а власти и правоохранительные органы возбудили уголовные дела по факту выведения средств мошенническим путём. Коломойского также связывают с общественной блокадой Донбасса и акциями Саакашвили, поэтому очевидно, что Луценко ездил разговаривать с Коломойским о целом комплексе политико-правовых проблем. Видимо, они не договорились, и сегодняшняя попытка заблокировать активы Коломойского за границей — это инструмент давления на него.

— Насколько серьёзными могут быть последствия такого «давления»?

Думаю, что это только обострит противостояние между властью и группой «Приват». Не исключаю, что у последней могут забрать другие активы на Украине — ферросплавные предприятия, медиахолдинг «1+1 медиа». Но отобрать собственность этой группы за границей будет тяжело — для этого нужны отдельные решения. А пока решение лондонского суда — это всё-таки обеспечительная мера.

— Коломойского обвиняют в спонсировании «МихоМайдана». В выходные намечается ответная акция сторонников Порошенко, она может иметь успех?

Поскольку «МихоМайдан» взял паузу, то делается попытка информационно прихлопнуть протест Саакашвили и собрать больше людей, чем это получается у бывшего президента Грузии. Не исключаю, что могут быть предприняты попытки разобрать палаточный городок под Верховной радой. Скажем, активист Иван Проценко в 2014 году также организовывал общественные акции по сносу Майдана на Крещатике. Это попытка в том же стиле — информационно переиграть, а возможно — даже чужими руками физически ликвидировать палаточный лагерь. Шансы у этой акции есть, поскольку за ней стоит власть. Но, может быть, ничего и не получится.