Между Израилем и Саудовской Аравией, похоже, укрепляется партнёрство в сфере разведки. И это укрепление вряд ли несёт пользу репутации еврейского государства. Сотрудников королевских спецслужб заподозрили в использовании технологий израильской компании NSO Group Technologies для того, чтобы организовать слежку за диссидентом, проживающим в Канаде.
Такие выводы сделали аналитики исследовательской группы Citizen Lab. Эксперты говорят о «высокой уверенности» в том, что программное обеспечение NSG Pegasus израильской компании было применено этим летом, чтобы подслушать 27-летнего активиста Омара Абдулазиза, который из Канады критикует политику правящего дома. Подобное использование иностранным правительством технологий прослушивания нарушает закон, полагает директор Citizen Lab Рон Дейберт, но выводы исследовательской группы не новы: в прошлом месяце учёные из Университета Торонто заявили, что по меньшей мере 36 государств используют услуги NSO Group Technologies. Они подтвердили высокую вероятность того, что Саудовская Аравия была среди клиентов компании. По оценкам Citizen Lab, вирусы Pegasus были зафиксированы в Канаде, Великобритании, Франции и Марокко.
История со шпионажем разворачивается на фоне дипломатического кризиса между Саудовской Аравией и Канадой. Напряжённость начала нарастать после того, как 3 августа канадский МИД забил тревогу в связи с задержанием гражданских активистов в королевстве и потребовал их немедленного освобождения. В ответ дипломатическое ведомство Саудовской Аравии заявило, что подобная позиция «представляет собой открытое вмешательство во внутренние дела» и «противоречит нормам международного права». Эр-Рияд принял решение отозвать своего посла для консультаций и объявить канадского посла персоной нон грата. Все торговые и финансовые отношения с Оттавой также попали под заморозку. Саудовская сторона сократила программы по оказанию медицинской помощи в Канаде, закрыла совместные образовательные проекты и даже приостановила импорт зерна. При этом саудовское руководство держит двери открытыми для возможного потепления отношений с Канадой. Министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр на состоявшейся в Нью-Йорке встрече Совета по международным отношениям США заявил, что Оттава может разрешить дипломатический конфликт с Эр-Риядом, но ей необходимо первой принести извинения. «Мы что, банановая республика?» — задался вопросом глава внешнеполитического ведомства Саудовской Аравии.
Не исключено, что сообщения о закупке израильского ПО NSG Pegasus Саудовской Аравией только подогреют слухи о тактическом сближении между еврейским и арабским государствами. Недавно эмиратовский сайт Al Khaleej Online распространил сообщение, согласно которому Эр-Рияд приобрёл у Иерусалима тактическую систему ПРО «Железный купол». Об этом изданию якобы рассказали дипломатические источники в руководстве ОАЭ. По этим данным, секретные трёхсторонние переговоры о покупке систем проходили в Вашингтоне при посредничестве США. Сообщалось, что изначально власти еврейского государства не были готовы продать свои технологии какому-либо арабскому государству региона, однако под американским давлением они были вынуждены изменить свою позицию. Сделка предполагает гарантии со стороны саудовского правящего дома, что «Железный купол» не будет использоваться против Армии обороны Израиля или израильских союзников. Первый комплекс, как ожидается, саудовской стороне должен быть поставлен в декабре 2018 года.
Программное обеспечение компании NSO Group Technologies, по некоторым сообщениям, использовалось и другими странами Персидского залива. В августе сообщалось, что Объединённые Арабские Эмираты применяли израильские программы для слежки за 159 членами королевской семьи Катара. Недавно инициированные в Израиле и на Кипре судебные процессы также стали свидетельством того, как правители ОАЭ уже более года используют технологии NSO Group Technologies для контроля за противниками режима как внутри страны, так и за её пределами. Со своей стороны руководство NSO Group Technologies заявляет, что компания «разрабатывает продукты, лицензируются они только для законных правительственных учреждений с целью расследования и предотвращения преступлений и терроризма».