Российские военные начали поражать цели из «Искандеров» за пределами страны. Оперативно-тактические ракетные комплексы всё чаще привлекаются для учений в странах ОДКБ, однако эксперты считают, что стрельба из высокоточного оружия по лагерям боевикам на таких маневрах избыточна, и контингенты, скорее, отрабатывают действия в условиях локального конфликта.

Военнослужащие впервые перебросили (ОТРК) «Искандер-М» с Урала в Киргизию на антитеррористические учения стран СНГ «Иссык-Куль — Антитеррор — 2018», сообщили 19 сентября в пресс-службе Центрального военного округа. «Искандер-М» впервые перебазированы в Киргизию. Уральские ракетчики на учениях выполнят боевой пуск по базовому лагерю условных террористов на горном полигоне Эдельвейс, пояснили в пресс-службе.

В учениях, которые пройдут с 24 по 26 сентября, примут участие около 1 тыс. российских военных. В Киргизию уже переброшена батальонно-тактическая группа горной мотострелковой бригады из Тувы с 50 единицами военной техники: самоходными артиллерийскими установками (САУ) 2С23 «Нона-СВК», бронеавтомобилями «Тигр», грузовыми автомобилями «Урал» и КамАЗ.

Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

В середине октября в Киргизии снова пройдут учения — «Взаимодействие-2018». В ходе манёвров командование и воинские контингенты Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ отработают проведение совместной операции «по прикрытию государственной границы, отражению вторжения и разгрому группировки боевиков». Затем военнослужащие округа примут участие в учениях «Рубеж-2018» в Таджикистане, где будет отрабатываться операция по разгрому групп боевиков, сумевших прорваться через войска прикрытия госграницы и закрепиться в труднодоступных горных районах, отметил командующий войсками ЦВО генерал-лейтенант Александр Лапин. «Еще одно учение в формате ОДКБ — „Поиск-2018“ — пройдет в Казахстане с 1 по 5 октября. Данные маневры касаются ведения разведки силами и средствами разведывательных органов в ходе локализации условного вооруженного конфликта», — добавил он.

Несмотря на крайне низкий потенциал ОДКБ как политической организации, Россия в последнее время постоянно проводит антитеррористические учения со странами-членами. В июне 2017 году ОТРК «Искандер-М» были развернуты в Таджикистане в ходе совместных учений «Душанбе-Антитеррор», которые проходили при координации Антитеррористического центра СНГ. Стартовые позиции находились на полигоне Ляур в 140 км от цели — скопления условных боевиков на полигоне Харбмайдон в 15 км от границы с Афганистаном. Помимо этого удары по условным террористам наносили дальние бомбардировщики ВКС России Ту-22МЗ и расчеты реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Ураган». Тогда российская сторона направила около 2 тыс. военнослужащих и более 300 единиц техники, в том числе 30 самолетов и вертолетов, помимо того контингента и техники, которые развёрнуты на 201-й российской военной базе в Таджикистане.

Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

Однако участие в подобных антитеррористических учениях ОТРК «Искандер-М» вызывает неоднозначную реакцию в экспертном сообществе. ОТРК 9К720 «Искандер-М» принят на вооружение в 2006 году на замену устаревшим комплексам 9К79 «Точка» и 9К79−1 «Точка-У». Дальность действия — 500 километров. Аэробаллистические ракеты 9 М723 (обладают различными типами боевого оснащения, а также различными корреляционными головками самонаведения) управляются на всем протяжении полета, что делает их траекторию непредсказуемой и затрудняет перехват средствами тактической ПРО. Предназначен для поражения малоразмерных и площадных целей: ракетных комплексов, РСЗО, дальнобойной артиллерии, самолетов и вертолетов на аэродромах, командных пунктов и узлов связи.

В российских Вооруженных силах почти все учения называются антитеррористическими, но что подразумевается при проведении манёвров на самом деле — отдельный вопрос, отмечает News.ru заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин: «Теоретически можно представить ситуацию, когда ОТРК может быть применён для поражения объектов боевиков, но в принципе это — забивание гвоздей микроскопом. В данном случае, вероятнее всего, отрабатывается локальный конфликт, где противник либо американцы в Афганистане, либо Китай». Страны — участники ОДКБ опасаются активизации подполья, подготовленного в Афганистане и инфильтрованного через границы, но вообще довольно сложно себе представить ситуацию, отрабатываемую на таких учениях — когда помимо ВС этих государств будут действовать российские военные. Понятно, что армии всегда отрабатывают сценарии уничтожения боевиков подобным коллективным образом — в результате прорыва или наступления, но для того, чтобы это произошло в реальности, ситуация в этих странах сначала должна быть раскачана изнутри, заключает эксперт.