В последнее время Казахстан пытается усидеть на двух стульях. Сначала казахи решили сменить кириллицу на латиницу, потом казахский представитель воздержался при голосовании по резолюции, предложенной Россией после ракетной атаки западных союзников против Сирии. И это при том, что Казахстан формально наш ближайший союзник, член ОДКБ, то есть страна, связанная с нами обязательствами в области взаимной безопасности.
На деле Астана решила ни с кем не осложнять свои отношения. При этом в последнее время наши миграционные службы опять фиксируют взрывной рост миграции неказахского населения в Россию. А лидер страны Нурсултан Назарбаев, елбасы, видимо, забыл о том, что стараниями народов СССР, прежде всего русского, была создана письменность, заложены основы науки, образования, передовой по тем временам медицины Казахстана. Да, собственно, и нынешнее нефтегазовое благосостояние этой страны базируется опять-таки на изысканиях русских геологов, нефтяников, технических специалистов.
Кириллицу в гетто
«Разрыв с проклятым прошлым» и постепенный перевод письменности на латиницу, которая якобы лучше передаёт тонкости казахской фонетики, чреват тем, что очень многие книги, в том числе русской классики, окажутся как бы за бортом, в кириллическом гетто. И станут недоступными для будущих поколений казахов. Заодно на казахский язык постепенно начинают переводить всё делопроизводство. А это уже серьёзный сигнал для тех, кто ещё из республики не уехал.
Но случаются вещи куда более тревожные. Не так давно, когда официальное агентство «Казахинформ» опубликовало на своём сайте карту страны с включёнными в неё Оренбургской и Омской областями России, Синьзян-Уйгурским автономным округом Китая и Ташкентской областью Узбекистана, создалось впечатление провокации. Мол, некие тёмные силы решили капитально поссорить Казахстан со всеми соседями.
Вскоре карта с сайта исчезла, но осадочек и скриншоты остались. Прошло время, и та же самая карта уже красуется на полосе вполне официальной «Казахстанской правды». Как говорится, два раза уже тенденция. И как тут не вспомнить недавние мемуары Михаила Полторанина, который приводит свою встречу в составе группы российских журналистов с первым секретарём ЦК Казахстанской компартии Кунаевым. Тот неожиданно заговорил о том, что земли Оренбургской области издавна принадлежали казахам. Понятно, что советские мастера пера пребывали в полном шоке, услышав такое от первого коммуниста республики, и представили, что же тогда можно было ждать от фрондирующей национальной интеллигенции.
Тревожная тенденция
Впрочем, если учесть, что в последние месяцы всё чаще говорят о нарастании в соседней степной стране влияния националистов, то провокационные публикации могут служить лишней демонстрацией тревожной тенденции. Замечено, что и лидер республики не то чтобы подыгрывал своим правым, но не упускает случая напомнить, например, что с Россией не может быть политического союза. Некоторые эксперты видят в таких пассажах подмигивание американцам, с которыми Назарбаев завязывает всё более тесные отношения.
Но если не может быть политического союза, а только экономические отношения, то о каких обязательствах в области взаимной обороны и безопасности может идти речь. И не случайно, видимо, в последнее время осложнились отношения Астаны и с Бишкеком. Киргизские власти без обиняков обвинили соседей во вмешательстве в ход своих президентских выборов.
Впрочем, если вспомним, что как-то о советской нарезке земель говорил и президент Владимир Путин. Он вспомнил, что часть северного Казахстана — это в принципе исторические территории России, но мы, мол, на них не претендуем. Не претендуем, надо полагать, при сохранении добрососедских и открытых отношений, столь важных для обеих стран.
Невыученные уроки Украины
Не понятно и отсутствие сколько-нибудь официальной реакции со стороны нашего МИДа. Или история отношений с Украиной, на многие явления внутри которой у нас предпочитали не реагировать, нас ничему не научила.
В конце концов, в рамках ОДКБ можно поставить вопрос об отношении партнёров к событиям в Сирии. Тем более, что уничтожаемые там силами российского контингента и сирийской армии террористы представляют особую опасность именно для бывших советских среднеазиатских республик, включая и Казахстан. А раз так, то борьба с международным терроризмом в Сирии, которую там ведёт Россия, должна встречать разнообразную поддержку со стороны Астаны. И уж тем более она не должна уходить от поддержки такого курса России в Совбезе ООН.
Или разговоры о взаимном обеспечении безопасности — пустой звук? Мы уже как-то смирились с тем, что Казахстан не признаёт факта возвращения Крыма в Россию, игнорирует новый статус Абхазии и Южной Осетии. Если так дальше пойдет, то, глядишь, степной сосед присоединится к каким-нибудь западным санкциям, чтобы понравиться вашингтонскому обкому. Видимо, пришло время поставить вопрос о дальнейших перспективах двусторонних отношений на самом высоком уровне. Нет, Россия не собирается как-то ограничивать суверенитет соседа. Но учитывая, что она главный торговый партнёр Казахстана и в некотором смысле гарант его безопасности, необходимо ясно осознавать, куда движется это молодое государство, чтобы выстраивать свою перспективную политику в его отношении. А заодно необходимо обозначить и красные линии в этих отношениях, пересечение которых Астаной могло бы повлечь ответные жёсткие меры Москвы.