08 марта 2018 в 14:14

КХЛ: Перейти черту

Третий матч серии плей-офф КХЛ между «Северсталью» и СКА завершился скандалом

Фото: Global Look Press/Maksim Konstantinov

Матч четвертьфинальной серии Западной конференции Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) между чемпионом «регулярки» и в последний момент ворвавшейся в зону плей-офф «Северсталью» завершился скандалом. Фаворитом, конечно, считается СКА, но череповчане навязывают более именитым соперникам борьбу в каждом матче. Исход третьей игры в серии и вовсе решился благодаря не самому очевидному судейскому решению. После того как Ярно Коскиранта в овертайме отправил в ворота хозяев льда победную для своей команды шайбу, тренерский штаб «Северстали» попросил видеопросмотр на предмет положения «вне игры». Судьи взятие ворот отменять не стали, СКА упрочил лидерство в серии — 3:0 — и уже сегодня может досрочно выйти в полуфинал конференции. А вот представители череповецкого клуба продемонстрировали видеозапись, исходя из которой действительно можно предположить, что «вне игры» было. Так почему же в итоге пострадала «Северсталь»?

Дорога ложка к обеду

Вообще, видеоматериалы с хоккейных матчей — давняя проблема «Северстали». С нынешнего сезона качество трансляций игр из Череповца существенно выросло, но всё равно «картинка» из этого города далеко не идеальна. Можно, конечно, ссылаться на то, что Череповец не является областным центром, и на другие проблемы организационного характера, но это будет противоречить задекларированному при создании КХЛ принципу «Одна лига — одни правила». На этот же раз подвела череповчан техническая запись матча, причём пострадали не только интересы болельщиков, но и самой команды. Судьи при видеопросмотре спорного момента использовали материал, предоставленный хозяевами льда, из которого получить однозначный ответ на вопрос о том, было ли положение «вне игры», невозможно. А в таких случаях судьям дано чёткое указание — оставлять в силе то решение, которое было принято непосредственно на льду. Именно так Департамент судейства КХЛ и объяснил решение судейской бригады засчитать гол Коскиранты.

Не панацея

Впрочем, бывают случаи, когда и при лучшем качестве видео судьи принимают ошибочные решения. Самый резонансный из них в истории лиги произошёл почти четыре года назад. В матче, в котором встречались два коллектива, впоследствии покинувшие КХЛ, — «Лев» и «Донбасс», — форвард пражского клуба Джастин Азеведо в одном из эпизодов попал в штангу. Однако судьи после видеопросмотра и небольшого совещания засчитали взятие ворот, а «Лев» победил со счётом 5:2. Спортивный директор чешского коллектива после игры признал, что гол был засчитан неправильно, но отметил, что, скорее всего, виной этому стал оптический обман, а не злой умысел (по его версии, с одного из ракурсов просвет между шайбой и линией можно было принять за взятие ворот). Инспектор того матча был отстранён от работы в плей-офф.

20 марта 2014 года. Первый четвертьфинальный матч между хоккейными клубами «Лев» Прага и «Донбасс» Донецк 20 марта 2014 года. Первый четвертьфинальный матч между хоккейными клубами «Лев» Прага и «Донбасс» Донецк Фото: Global Look Press/CTK/Roman Vondrous

Так что даже при наличии в распоряжении судей самой современной телевизионной техники место для человеческого фактора при принятии важнейших решений всё равно остаётся. И у людей, непосредственно отвечающих за соблюдение буквы хоккейного закона, возможно, есть простор для рассмотрения и внедрения новых технических разработок.

«Нет» теориям заговора

При этом возмущение представителей «Северстали» понять можно. Команда отчаянно бьётся с фаворитом не только серии, но и всего розыгрыша Кубка Гагарина. И страдать ещё и от технических ошибок в этом случае довольно неприятно. Рецепт в данном случае только один — вести запись, которая может быть использована судейской бригадой, в максимально возможном для этого качестве. И, конечно же, быть готовыми вовремя её предоставить — ведь после игры видеофрагмент, скорее, подтверждающий правоту «Северстали», чем нет, всё же нашёлся.

Плюс, конечно же, немного удачи. Ведь система, подобная теннисному Hawk-Eye, исключающая влияние человеческого фактора, вряд ли найдёт своё применение на хоккейных площадках очень уж скоро.

Владимир Лазарев
Владимир Лазарев