Фильм «Джокер», на конец октября собравший в кинопрокате более 850 миллионов долларов и выдвинутый на «Оскар» сразу в 16 номинациях, вызвал неоднозначную реакцию. В первые же выходные картину посмотрели 3,5 миллиона российских зрителей. Нравится кинолента или нет, но она вызывает бурю эмоций и наводит на размышления, порой гораздо более глубокие, чем можно было бы предположить, исходя из сюжетной линии киноповествования. Профессор социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, философ, политолог, переводчик, социолог и общественный деятель Александр Дугин в эксклюзивном комментарии для News.ru упомянул о демонтаже патриархата, о губительной для человечества политкорректности в отношении ЛГБТ+, о феминизме здоровом и не очень, а также о цветных революциях, лёгших, по его мнению, в основу сценария фильма Тодда Филлипса.


Началось всё с того, что Александр Дугин поделился в социальной сети Facebook впечатлениями о фильме «Джокер». Фильм не понравился, но при этом навёл профессора на множество интереснейших мыслей. Частью из них философ и социолог поделился с читателями News.ru.

Фильм дрянь, актёр дрянь, и те, кому этот фильм нравится, — тоже дрянь. Типаж слабоумного агрессора — это, может быть, очень реалистично, но мы ведь не всякое дерьмо возводим в ранг искусства. Фильм я воспринял как симулякр, как издевательство, как подлог. В нашем мире есть основания для восстания и разрушения всех конвенций, но в этом фильме это всё представлено чудовищно. Давно не испытывал такого отвращения.

Александр Дугин

философ, политолог, переводчик, социолог

О неполных семьях

По сюжету Джокер выращен матерью-одиночкой. Мать полностью доминирует, что и даёт такой печальный результат, считает Александр Дугин и вспоминает Аристотеля, который говорил, что женщина передаёт материальное начало, а мужчина — эйдетическое. Когда семя слабое, в котором недостаточно организующей солнечной энергии, начинает доминировать чистая материя. С этим связаны мифы о порождении без мужского начала, аутогенетическим способом матерью-землёй разного рода чудовищ: титанов, гигантов, змееногих, четырёхглазых... Фильм «Джокер» — это миф о Великой Матери, миф о Кибеле, которая породила агрессивное, умственно неполноценное существо, не способное справиться с собой из-за дефицита мужского начала.

pixabay.com

Разрушение семьи как органичной сложной структуры, где представлен и мужской, и женский элемент, где существует гармония между активным и пассивным началом, разрушение здоровой среды приводит к появлению таких уродов-«джокеров». Неполные семьи и усыновление детей первертами — путь к воспитанию дегенератов, говорит философ и поясняет: в семье оба начала, и мужское, и женское, представляют собой архетипы, совершенно необходимы для детей.

Институт семьи — это нечто большее, чем просто два человека, которые захотели жить вместе. Это выбор, это судьба, это духовное и социальное служение. Когда мы делаем пол опциональным, мы нарушаем архетипы. Недостаток мужского начала в семье ведёт к травме ребёнка. В нашем обществе либералы всё больше и больше настаивают на том, чтобы возвести опциональность гендера к условности, мы таких джокеров и порождаем. И нам ещё в этом фильме предлагают сочувствовать этому психическому инвалиду, жалеть его и сопереживать, — возмущается Дугин.

В фильме показана очередная цветная революция, спонсируемая Соросом, считает Александр Дугин.

Для меня совершенно очевидно, что патологический уродец Джокер — это Навальный. Такой маменькин сынок, который затевает восстания, которые ничем не заканчиваются, кроме мути и грязи, — делится неожиданными ассоциациями Дугин.

При этом он добавил, что он — не кинокритик, а философ, которого «попросили посмотреть фильм и высказать свою точку зрения».

О чудовищном матриархате

Новая волна феминизма — не что иное, как глубинная деградация человеческих архетипов, в том числе архетипа мужчины и женщины, считает философ.

Мы сегодня уверенно движемся в гипертрофированный, крайне архаический, чудовищный матриархат, где женщина усиливает свои позиции, мужчина ослабляет. Но это уже не истинная женщина, не инь в китайской традиции, это некая первертная агрессивная старуха, которая кастрирует мужское начало. А вместо мужчин появляются недоделанные уроды, — говорит Александр Дугин.

Общество, по мнению профессора, переживает демонтаж патриархата и возврат кибелического матриархата. Всё, что можно было противопоставить феминизму в культуре, в политике, в искусстве, всё сегодня очень демонизировано и объявлено неполиткорректным.

Политкорректно быть сторонником Кибелы, и совершенно неполиткорректно быть сторонником Аполлона. Поэтому всё аполлоническое, всё мужское, всё вертикальное, всё патриархальное дискредитировано, обвешано ярлыками, и защищать его чрезвычайно опасно, — констатирует философ.

Религия — опора патриархата, но в культуре отражения этому почти не найдёшь, считает Дугин.

Многоликий феминизм

День сегодняшний — кульминация возврата матриархата. Феминизм и ЛГБТ+ — это одновременно и суперновое явление, и очень древнее. Александр Дугин признаётся: он не такой уж противник феминизма. С его точки зрения, феминизм бывает разный. Есть и такой, что настаивает на признании женского начала самостоятельным, очень глубоким и имеющим свою истину — это стенд пойнт феминизм. Он не требует от женщины превращения в мужчину — речь идёт о признании женской вселенной, женской самобытности, уникальности, красоты, достойной восхищения. Это здоровая форма феминизма и даже культа женщины, как возлюбленной бога. Это царство инь, которого так не хватало патриархату, искажавшему роль женщины.

Lito Lizana/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Соцсети — технический инструмент вырождения

Через некоторое время снимут фильм, на фоне которого «Джокер» покажется шедевром, уверен Александр Дугин. Проблема в том, что в мире не осталось места для всего сакрального, для высокого.

Мы утрачиваем сакральность. Это обращает нас к пустоте, к энтропии, к охлаждению, когда уже не остаётся сил даже на то, чтобы породить и воспитать полноценного ребёнка. Мы живём в центре культуры уродства, культуры вырождения. И технические инструменты этого вырождения — это социальные сети. То, что там обсуждается, и то, как там устроены отношения между людьми, — настоящий праздник дегенерации, — говорит Дугин.

«Давайте наблюдать»

О будущем человечества философ, политолог и социолог Александр Дугин говорит без удовольствия. Заметно, что ему не хочется давать прогнозы в духе антиутопии, но и основания для оптимизма найти трудно. Вырождение отношений между полами приведёт к упразднению пола, считает Дугин. Дальше — трансгуманизм, хранение памяти на облачном сервере, как в «Чёрном зеркале» (британский научно-фантастический сериал). Общество стоит на пороге конца, считает философ, дальше — упразднение человечества. И, в принципе, это всех устраивает.

Я читал лекцию в Амстердаме об ужасах перехода от человека к машине, и ко мне подошёл слушатель и говорит: «Вы замечательно описали всё, но я хочу быть машиной. Мне надоело быть человеком. Быть человеком — это гадко, низко. А машиной — постучишь себя по груди, а там такой приятный гул раздаётся внутри, железный», — рассказал профессор.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен