В самой маленькой российской республике опять неспокойно. Вновь объявлен бессрочный митинг протеста. Благо, и весенняя погода способствует всяческой активности, включая гражданскую. Не так давно мы достаточно подробно разбирали перипетии и скрытый подтекст прошлых массовых выступлений, формально спровоцированных договором Ингушетии и Чечни о демаркации межреспубликанской границы.

Тогда толпу вывели на улицу призывы не допустить неравноправного договора, по которому якобы Ингушетия ставилась в заведомо проигрышную позицию и теряла земли, богатые-де нефтью. Весьма характерно, что параллельно много говорилось о двух братских вайнахских народах, которым в принципе и нечего делить. И получалось, что это власти республики не уважают интересы и волю своего народа.

Между тем, договор поставил под сомнение и конституционный суд республики, что заставило президента Юнус-Бека Евкурова апеллировать к Конституционному суду России. Соответственно и руководители протестующих, старавшиеся не выходить за рамки закона, обещали следовать вердикту КС РФ. И в результате, после решения КС РФ, обосновавшего легитимность договора, всё, казалось бы, успокоилось. Но, как мы видим, ненадолго. 

Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров (в центре)Фото: Ministry of Culture Russia/Globallookpress.comПрезидент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров (в центре)

А всё дело в том, что всю протестную энергию старались направить против действующего президента республики Евкурова, который, по мнению ряда влиятельных местных кланов, просто засиделся на своём посту. И пришло время другим припасть к власти со всеми её преимуществами. Неудивительно, что протестующих энергично поддержал и бывший президент Ингушетии Руслан Аушев, который, похоже, не расстался с мыслью вернуться на свой пост.

И вот снова люди вышли на улицу. На этот раз предлог для организации массового протеста — намерение властей внести поправки в Конституцию республики, в соответствии с которыми вопросы об изменении границ и территории не могут быть вынесены на всенародный референдум. А ведь именно проведения референдума и добивались в ходе прошлых выступлений.

Словом, создаётся впечатление, что внутриклановая борьба, принимая формы уличных протестов, выходит на второй круг. Видимо, как и в прошлый раз, Кремль будет стремиться максимально дистанцироваться от местных разборок. Притом, что вряд ли пока позиции Евкурова будут поколеблены. Не так просто найти президента для такой республики, который бы пользовался доверием центра и не вызывал аллергии у местных кланов. И вряд ли возможен вариант с «варягом», как в Дагестане. Так что, ситуация в республике обещает ещё некоторое время оставаться патовой.