Белорусский президент сменил правительство
Александр Лукашенко устроил подчинённым разнос

Президент Белоруссии Александр Лукашенко сменил руководство правительства страны. Сообщение о кадровых перестановках в правительстве размещено на сайте главы государства. В числе приоритетных задач нового кабмина — вопросы дисциплины.
Кто есть кто в новом кабмине
Андрея Кобякова, который был премьер-министром с 2014 года, сменил Сергей Румас, ранее возглавлявший Банк развития.
Первый заместитель премьера — Александр Турчин, до этого руководивший аппаратом Совета министров.
Три заместителя премьер-министра:
Игорь Ляшенко, возглавлявший концерн «Белнефтехим», в должности заместителя премьер-министра станет курировать вопросы промышленности и ТЭК;
Владимир Кухарев, бывший зампредседателя комитета госконтроля, также в должности зама займется сферой строительства, ЖКХ и транспорта;
Игорь Петришенко, посол Белоруссии в России, назначен ответственным за здравоохранение, образование, культуру и спорт;
Министры:
Дмитрий Микуленок — министр архитектуры и строительства;
Павел Утюпин — министр промышленности;
Константин Шульган — министр связи и информатизации;
Дмитрий Крутой — министр экономики;
Председателем Государственного военно-промышленного комитета стал Роман Головченко.
«Старая метла по-новому метёт»
Лукашенко разошёлся со старым правительством во взглядах на приватизацию госсобственности и уровень средней зарплаты. Часть государственных деятелей встала на позицию «давайте быстрее приватизируем государственную собственность, быстрее распродадим», считает президент.
«Чётко было сказано: никакой шоковой терапии, никаких шоков быть не должно. Я на это никогда не соглашался и никогда не пойду. Резать по-живому никому в Белоруссии не дано», — так прозвучал ответ президента оппонентам в правительстве.

Однако правительство пыталось «огулом протолкнуть этот шок». Дело закончилось сменой руководства белорусского кабмина. К увольнениям и дисциплинарным наказаниям Александр Лукашенко приступил непосредственно во время совещания в Оршанском районе Витебской области. Бездействие чиновников в регионе вызвало резкую критику со стороны лидера Белоруссии. Вместо комплексного развития Оршанского района, обеспечить которое должны были правительство и власти на местах, Лукашенко увидел, что практически все местные предприятия можно отнести к проблемным, а задачи первостепенной важности не решены. Андрей Кобяков, теперь уже экс-премьер-министр признал, что решить все вопросы не удалось.
Лукашенко не стал стесняться в выражениях. Он высказался о «пофигическом отношении правительства к поручениям президента» как о единственной причине провала планов преобразования района и незамедлительно, прямо во время совещания в Орше, приступил к кадровым перестановкам. В отставку был отправлен председатель Оршанского райисполкома Александр Позняк. Своих кресел моментально лишились министры промышленности и архитектуры и строительства Виталий Вовк и Анатолий Чёрный. Председателю Госкомвоенпрома Олегу Двигалеву и госсекретарю Совета безопасности Станиславу Засю было объявлено полное служебное несоответствие. Председатель Витебского областного исполкома Николай Шерстнёв отделался строгим выговором «за безобразное безответственное отношение к порученному делу».
Факторы независимости Белоруссии
Лукашенко намерен 7 ноября приехать с проверкой в Оршу, чтобы лично проконтролировать, как власти выполняют его поручения. Но это совещание, которое, вне всякого сомнения, войдёт в политическую историю страны, стало по признанию Лукашенко, «последней каплей».
«Так у меня никогда не было и не будет! То, что мы людям обещали, а правительство было создано именно под этот курс, тот курс должен и проводиться. И главное в нашей политике — народ. Это никакой не популизм. Я всегда это говорил и говорю. В противном случае нам в этой стране делать нечего. Люди — это главное», — заявил разгневанный президент.

Дисциплина, порядочность, сплочённость, система власти и её жёсткость, нацеленная на дисциплину и профессионализм, — факторы независимости страны, считает белорусский лидер.
Лукашенко убеждён, что все заявления о диктатуре в Белоруссии смехотворны.
«Мы живём в демократической стране. Притом зажаты двумя демократическими блоками с запада и с востока. На юге у нас вообще демократия — дальше некуда. И осуществлять какую-то диктатуру в Беларуси — это просто нереально», — сказал он, подчеркнув, что «порядок в стране всегда был, и он будет».
Коротко о важном
Смена руководства кабмина Белоруссии сопровождалась продолжительной речью Александра Лукашенко. Вот некоторые цитаты.
«Вы прекрасно знаете, что такое гражданское общество в Беларуси. Это не те, кто ходит по площадям и болтает. Это руководители нашей женской организации, молодёжной организации, профсоюзов и ветеранской организации… Как мне было доложено, такие консультации были проведены. И те кандидатуры, которые обсуждались из кадрового реестра, по моей информации, были поддержаны и одобрены».
«Внимательно отслеживаю реакцию общества на мои решения. Да и у меня уже давно выработалась привычка с первых дней ориентироваться на то, какого мнения люди о том курсе, который проводится в стране».
«Когда я принимал решения в Орше, многие или отдельные в обществе это восприняли как некое спонтанное решение. Дело не только в Орше. Это последняя капля, которая переполнила чашу терпения. Главное — в глубине. И вы, люди, недалекие от правительства, понимаете, что не может быть никаких разногласий и разночтений в проведении курса развития нашей страны».

«Мы будем независимы, если у нас экономика будет развиваться так, как следует. Если мы обрушим экономику, никакой независимости быть не может. Никакие словоблудия не спасут нас от разрушения».
«То, что у нас есть сегодня, производит то, что востребовано на рынке. Так почему от этого отказываться?».
«Сегодня все говорят: знаете, сельское хозяйство спасло страну. Комплексы молочно-товарные строили, переделывали допотопные фермы. Сегодня все говорят: молочка — это золото. Это не мои слова, это слова специалистов».
Реакция на сообщения в СМИ
Александр Лукашенко также был вынужден прокомментировать сообщения в СМИ и интернете, появившиеся после известия о смене правительства. «Некоторые говорят, вот, президент устроил разнос. Некая показательная порка, кадровые чистки. Никакой разнос, никакие чистки президенту невыгодны. Потому что правительство формирует президент. Да, он консультируется, изучает эти кандидатуры с общественными организациями… Но указ подписывает президент по назначению членов правительства. И что, вы хотите сказать, что я назначил этих членов правительства для того, чтобы разнос устроить? Это значит самому себе».
«У нас есть примеры недалеко, когда все смотрят со стороны и ничего не предпринимают. И вы знаете, какая реакция народа».
Александр Лукашенко ответил на намёки на близкие выборы: «Я когда прочитал, сам подумал, а когда у нас выборы президентские… Оказывается, у нас в 2020-м году только срок. Это ещё полсрока. Какой популизм под выборы? Это кому-то хочется, чтобы выборы были завтра или послезавтра. Но я уже на этот вопрос отвечал. Выборы президентские мы проведём строго по конституции нашей страны. У нас нет никакой необходимости сегодня или завтра проводить президентские выборы и под это развивать какой-то популизм. Глупость несусветная!»
«Если я принимаю какие-то решения, даю указания, это не экспромт. Это выстраданные решения вместе с правительством, с вами».

«Некоторые говорят, что Лукашенко сейчас назначит «близких к себе». Слушайте, я до президентства Сергея Николаевича (Румаса) вообще не знал. Знал его отца. Молодец, крепкий был человек. И внимательно к нему (Сергею Румасу) присматривался. Турчина я в основном узнал, когда поручил развивать IT-сферу. И многих других… И пусть Кухарев не думает, что он просто так переместился в Комитет госконтроля, а потом вернулся обратно. Да нет, это моя практика проверять людей в разных ипостасях».
«Никакой близости, никакой любви у меня к моим подчинённым никогда не было. Да, я уважаю людей, которые отдают себя полностью делу. Которые выполняют, может, даже и не свойственные для них функции. Потому что они любят свою страну и народ. Вот если вы все будете хотя бы так, как я, любить нашу Беларусь и наш народ, у нас с вами получится работа».
«Некоторые, особенно россияне, «плявузгают», иначе не скажешь: «Лукашенко хочет что-то показать или показаться Путину». Слушайте, мы друг друга знаем, наверное, больше 20 лет. Мне что показывать надо Путину? Он меня знает, как в народе говорят, как облупленного. И я его так же знаю. Что нам друг другу ещё показывать? Я в Кремль отчитываться не езжу. Мы договорились о наших взаимоотношениях. У нас самые продвинутые отношения — в союзе Беларуси и России. Мы заключили массу, больше сотни нормативно-правовых актов, у нас создана определённая база. Мы устно можем принимать решения и реализовывать их. У нас очень добрые и близкие отношения».
Приоритет нового правительства
Сергей Румас, новый глава кабмина, рассказал, что перед обновлённым правительством стоит множество задач, но главная из них — дисциплина. Румас добавил, что «рост благосостояния людей будет являться основной оценкой работы обновленного состава правительства».
Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития
![]()
«Смена правительства в Белоруссии — не такой большой феномен, как смена правительства в каких-то других странах. Белоруссия — страна, которой управляет один человек, президент. Смена правительства происходит по воле белорусского президента периодически. Достаточно жёстко относится Лукашенко к своим министрам, к премьер-министрам и другим функционерам во власти. Когда ему что-то не нравится, то смена правительства происходит достаточно быстро. Когда есть сложности с экономикой, ряд целевых показателей не выполняется, тогда он прибегает к таким мерам. Говорить, что произошло нечто экстраординарное, не приходится. Так устроена жизнь соседнего государства. В Белоруссии всё определяет Лукашенко. Смена правительства радикально не скажется на жизни белорусов.
Более важно другое. Отношения России с Белоруссией находятся в непростой точке. Не из-за смены правительства. Есть определённые экономические проблемы. И в самой Белоруссии, и также не лучшая ситуация у российской экономики. Из это выстраивается дальнейшая политика. Скоро станет понятно — поддержит ли нас Белоруссия, как это было в предыдущие годы, на пике развития российской экономики. Сегодня больших финансовых вливаний в экономику Белоруссии со стороны России быть не может. Их не будет, и об этом было достаточно чётко сказано в рамках переговоров. Но белорусская экономика чувствует себя значительно хуже, чем российская, и нуждается в финансовых вливаниях. И сейчас будет решаться вопрос — где искать финансы? Или пойти на восток, договорившись, например, с Китаем, или это попытка договориться о финансировании на западе, с Евросоюзом и США. Тогда это будет означать разворот Белоруссии на запад.
Как будет маневрировать Белоруссия в этих сложных для неё обстоятельствах и то, какими будут в связи с этим её отношения с Россией — вот что главное. А вовсе не смена правительства. Новый кабмин появился как следствие экономических проблем в стране».
Кирилл Коктыш, политолог, доцент МГИМО
![]()
«Президент определяет эффективность деятельности правительства исходя из тех критериев, которые есть у него и которые разделяет общество. Если у него есть основания отправить правительство в отставку — значит, эти основания действительно есть, и они достаточно весомые. Президент ужаснулся ситуации в Орше, и даже взял Оршанский район под свой контроль. Разгильдяйство, где-то, возможно, воровство, невыполнение поручений. При том, что дела не так плохи: Орша является главным поставщиком мясных и молочных продуктов для Китая, и в этом отношении очень успешна. За пять месяцев 2018 года объём поставок увеличился в пять раз. Но этого совершенно недостаточно для того, чтобы реализовать все планы и задачи.
Обычно чиновники бездействуют и воруют безнаказанно. В Белоруссии ситуация иная.
Ожидается, что новый премьер будет более технократичен. Прерогатива премьера — представить новое правительство. Ожидается большая интеграция с Россией, поскольку Румас участвовал в достаточно большом количестве переговоров с Россией, со многими российскими политиками хорошо знаком. Известна его позиция по вопросам взаимоотношений с Россией, его профессионализм. Да и образование он получал в России, в Ярославской области, в военном командном училище. Взаимопонимания должно прибавиться».